Конспект урока: «Гамлет». Проблема морального выбора и поступка в произведении

Цель : проанализировать действия 3, 4 пьесы, осветить особенности построения трагедии («промедление действия», «спектакль в спектакле»), очертить образ Офелии, развивать навыки анализа драматического произведения, воспитывать гуманистические взгляды на человека, мир.

Оборудование : репродукция картины Джона Эверета Милле «Офелия», сигнальные карточки, дополнение «Кому принадлежат слова», дополнение «Выбери правильные утверждения».

Тип урока : урок-диалог.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрашивание по теме Возрождения (ученики сигнальными карточками реагируют на утверждения об эпохе Возрождения).

III. Мотивация учебной деятельности.

IV. Формирование знаний, умений, навыков. Фронтальная беседа.

— Какая Цель у Гамлета?

— Почему он тянет с местью?

— Какие страдания и сомнения терзают Гамлета? Выразительное чтение монолога «Быть или не быть…».

— Какой жизненный выбор делает Гамлет?

— Каким образом он должен убедиться в вине Клавдия? (Спектакль «Мышеловка»).

— В чем заключается особенность композиции произведения? («Спектакль в спектакле»).

— Оправдались ли ожидания, которые принц возлагал на спектакль?

— Какое влияние она имела на короля?

— Почему Гамлет отказывается убивать Клавдия во время молитвы?

— Кто становится первой жертвой?

— Объясните слова Клавдия: «Тяжелый недуг надо лечить крепким лекарством». Какое лекарство он нашел для Гамлета?

— Какую роль сыграет Офелия в судьбе Гамлета?

Гронирование.

— Какие события привели к безумию Офелию?

— С образом Офелии в трагедии тесно связаны цветы. Что они символизируют? (Розмарин — символ памяти; братцы — символ раздумий, мудрости; рута — символ девичьего целомудрия и несчастливой любви, грусти, горя; фиалки — символ грусти, смерти, невиновности, скромности, беззащитности, преданности своей любви, знак смерти; роза — символ совершенства, вечности, красоты, любовь).

— Как складывается ее судьба?

— Кто виноват в ее смерти?

— При каких обстоятельствах погибла Офелия? Зачитайте.

— Какую роль здесь сыграют венки? (Венки — символ святости, счастья, успеха, девичества, и вместе с тем символ скорби, смерти. Верба — символ жизни, вдовства).

— Любил ли Гамлет Офелию?

Работа с репродукцией.

Работы Джона Эверета Милле прославлялись изысканным мастерством. Часто сюжеты своих картин он брал из пьес В. Шекспира. Так, картина мастера «Офелия» (1852) навевает множество ассоциаций с шекспировской трагедией «Гамлет».

Верба, которая нависла над ручьем, купая седые ветки, роскошный куст шиповника, камыш, химерическое сплетение скромных речных цветов выписанные в лучших традициях прерафаелитов и подчеркивают разнообразие жизненных красок. Яркая зелень оттеняет фигуру мертвой девушки, которая лежит в водах ручья.

Последние слова песни замерли на прекрасных устах. В ранах мертвой Офелии мы видим красную розу — символ пылкой любви. Вспомним, что брат Лаерт называл девушку «розой мая». Ольшанка, которая сидит в кустах, напоминает о песни Офелии «Милее всего ольшанка была». А в чистой, прозрачной воде, которая подчеркивает целомудрие юной леди, по течению плывут венки «как у невесты». «Цветы…».

Грусть и печаль будто разлиты в воздухе, создавая печальное настроение у зрителя.

Займи позицию: Офелия — хозяин своей судьбы? Все ли в жизни зависит от воли человека? А Гамлет — хозяин своей судьбы?

Инсценировка фрагмента «Инструмент» (действие 3 сцена 2).

— Кого из героев трагедии можно назвать инструментом, на котором играют?

— Как складывается судьба каждого из них? (Гибнут, попадаются в свои же ловушки).

— К какой мысли подводит нас Шекспир? (Человек несет ответственность за свои поступки).

V. Применение знаний, умений, навыков. Фронтальная беседа.

— Чья судьба вызывает у вас сочувствие? Почему?

— В чем заключается трагедия Офелии? Кто виноват в ее гибели?

— Можно ли назвать Офелию ренессансным идеалом женщины? Докажите.

— Всегда ли человек — хозяин своей судьбы?

— Докажите, что пьеса «Гамлет» по жанру является трагедией.

— В чем заключаются особенности композиции произведения?

VI. Домашняя задача.

1. Прочитать действие 5.

2. Ответить на вопрос: Как ведут себя возле могилы Офелии Лаерт и Гамлет? Кто гибнет в трагедии?