Тема урока: Ровена и Ребекка — две разные судьбы

Цель: проанализировать образы Ровены и Ребекки, формировать исследовательские навыки, учиться составлять план сравнительной характеристики образов, умение анализировать материал; развивать устную речь, умение систематизировать материал; воспитывать уважение к женщине.

Ожидаемые результаты урока: после этого урока ученики смогут характеризовать образы Ровены и Ребекки, аргументировать ответ примерами и цитатами из текста, составлять план сравнительной характеристики персонажей, применять исследовательские приемы анализа и синтеза, сравнивать художественное произведение с его киноверсией, осознать высокое назначение женщины.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: мультимедийное дополнение, литературная викторина, видеофрагменты «Ровена в плену», «Ребекка в плену», «Суд над Ребеккой», слайд-шоу «Ровена и Ребекка — две разные судьбы», план сравнительной характеристики героинь.

Я выбрала Судьбу себе сама. И что со мной не произойдет — у меня никаких претензий нет к Судьбе — моей избраннице. Л. Костенко.

Ход урока.

І. Проверка выполнения домашней задачи.

Ученики зачитывают написанные дома произведения-раздумья на тему «Нужно ли в современном мире быть веротерпимым?», высказываются по поводу позиций одноклассников.

II. Актуализация опорных знаний — тестирование.

1. Кого из пленниц в замке Торкилстон полюбил Бриан де Буагильбер за красоту, ум, волевой характер?

А) Ровену;

Б) Ульрику;

В) Ребекку.

2. В чем предъявляли обвиняли Ребекку рыцари Храма во главе с Лукой

Бомануаром?

А) В колдовстве;

Б) в убийстве де Брассе;

В) в любви к Буагильберу.

3. Кто спас Ребекку от гибели на костре инквизиции?

А) Айвенго;

Б) братья Мальвуазены;

В) Бриан де Буагильбер.

4. Кого выбрали королевой красоты и любви на турнире в Ашби?

А) Ребекку;

Б) Ровену;

В) Ульрику.

5. Кто лечил Айвенго от ран, полученных на рыцарском турнире в Ашби?

А) Ровена;

Б) Ребекка;

В) врач;

Г) крестьяне.

III. Сообщение темы, цели, задач урока.

Учитель. В романе «Айвенго» немало мужских образов. Они являются выразителями определенных авторских идей: Айвенго — идеи национального единения, благородства, мужества; Седрик Сакс — патриотизма, преданности своей стране; Бриан де Буагильбер — олицетворение жестокости и бессердечности; еврей Исаак — преданности вере родителей. Мужские образы являются идейным центром произведения. Тем не менее, яркие, непохожие судьбы Ровены и Ребекки — настоящее украшение романа. Назначение этих образов — в отношении к женщине в полной мере раскрывают себя Айвенго и Бриан де Буагильбер, Ричард и принц Джон, Филипп де Мальвуазен и Морис де Брассе. Отношение к Ровене и Ребекке — «лакмусовая бумажка», которая проявляет благородство и жестокость, благородство и неверность мужских персонажей. Почему их две? Неужели для выявления истинности характеров персонажей-мужчин недостаточно было одной главной героини? Почему они такие разные? Эти и другие вопросы мы будем исследовать сегодня на уроке.

IV. Изучение нового материала.

1. Прием «Микрофон».

«Что мне известно о леди Ровене и Ребекке?»

2. Работа над характеристикой образов Ровены и Ребекки.

— Зачитайте описание внешности Ровены и Ребекки. Что общего и отличного у них? (Глава II, IV) Какие художественные средства использует автор для изображения внешности и внутреннего мира героинь?

— К какому социальному положению принадлежала каждая из них? Повлияло ли это на формирование их характеров? (Глава VII)

— В какого персонажа влюблены героини? Какие черты характера проявляют они при этом? (Глава VII, XII)

— Как ведут себя героини в плену? Какие черты характера наиболее ярко раскрываются в этот трагический момент их судьбы? (Глава XII).

— В чем будут обвинять Ребекку на суде в прецептории? Что будет истинной причиной обвинений? Сравните суд над Ребеккой в произведении с соответствующим фрагментом в кинофильме.

— Кто спасет Ребекку от смерти?

— Какая дальнейшая судьба Ровены и Ребекки?

— Каким, по вашему мнению, является назначение женских образов в произведении? (Ученики придут к выводу, что в любое время женщина должна быть воплощением наилучших человеческих добродетелей — верности, честности, благородства, мужества. Возможно, мир спасет не только красота, а и женщина).

3. Просмотр слайд-шоу «Ровена и Ребекка»

— Такими ли вы представляли героинь?

— Каких авторских характеристик персонажей придерживался режиссер фильма «Айвенго»?

V. Обобщение и систематизация изученного на уроке.

1. Составление плана характеристики Ровены и Ребекки.

Методический комментарий: семиклассники лишь начинают овладевать исследовательскими методами, поэтому на уроке, после тщательной обработки образов Ровены и Ребекки, получают задачу (парную или групповую) систематизировать изученное в виде плана сравнительной характеристики персонажей, выделив общее и отличное героинь. После выполнения работы ученики зачитывают планы, дополняют, записывают в тетради конечный вариант работы.

План.

1. Ровена и Ребекка — главные героини романа В. Скотта «Айвенго».

2. Отличное в их образах:

А) внешность;

Б) социальное положение;

В) поведение во время плена;

Г) дальнейшая судьба героинь.

3. Общее в образах:

А) любовь к Айвенго;

Б) благородство, верность чувствам, готовность помочь людям.

VI. Итоги урока.

1. Работа над эпиграфом.

Женская судьба особая. Именно на женщину возложены важнейшие дела: продолжать род человеческий, воспитывать детей, охранять семейный очаг. А еще — нести свое призвание. Известная украинская поэтесса Лина Костенко, выбирая свою жизненную тропинку, тернистую дорогу литературы, написала:

Я выбрала Судьбу себе сама. И что со мной не произойдет — у меня никаких претензий нет к Судьбе — моей избранницы.

Не могли бы к этим словам присоединиться, по вашему мнению, леди Ровена и Ребекка? Ответ обоснуйте.

2. Прием «Солнышко».

Методический комментарий: ученики, поделившись на группы из 4 человек, заполняют технологическую карту «Мы на уроке», куда в виде «солнышка» вписывают результаты своей деятельности на уроке.

VII. Домашняя задача.

1. Нарисовать иллюстрацию к любимому эпизоду произведения.

2. Подготовить кроссворды к изученному произведению (по желанию).

3. Написать письменное высказывание на тему: «Какая из героинь

Произведения мне близка по духу?».