Литература и попытки переписать роль нашего народа в победе над фашизмом

На книжном рынке появилось немало милитаристских сочинений, клевещущих на героическую Советскую армию, на СССР и прославляющих мнимые доблести гитлеровских вояк. Произведения писателей-антифашистов противостояли этому мутному потоку. Одно из таких произведений-роман Манфреда Грегора (род. в 1929 г.) «Мост» (1958). Книга посвящена матерям. Это повествование о семи юношах, погибших 7 мая 1945 г., за два дня до полной капитуляции фашистской Германии. Фашисты, отступая из города, оставляют 16-летних парней, вчерашних школьников, охранять мост, чтобы тем временем без помех уйти подальше от наступающих американских войск. Ребят оставляют на верную смерть ради собственного спасения. Генерал лично отдает им приказ охранять мост, и они, по-мальчишески гордые оказанным им доверием, кладут свои головы в бессмысленном сражении. Их остается всего двое, когда от того же генерала им передают новый приказ: взорвать мост. Но тут в сознании этих двоих инерция послушания армейскому начальству сменяется пробуждением самостоятельной воли: им вдруг открывается ложность всего того, во что они слепо верили, и они не подчиняются приказу.

В романе рассказано и об общей судьбе этих юношей, и о каждом из них в отдельности. В повествование об одном дне — дне сражения — вплетаются рассказы о жизни каждого из них до этого дня, о его детстве, родителях, первых друзьях, первых увлечениях. Каждый такой рассказ возникает в повествовании сразу же после сообщения о гибели того юноши, которому он посвящен, как реквием по погибшему, как горькое размышление о том, какой могла бы быть его жизнь, если бы не власть фашизма в стране, как напоминание, что каждый человек — это неповторимая ценность. (На наших экранах шел фильм «Тяжелая расплата», снятый по этому роману.)

С большой тревогой об опасности милитаризма и реваншизма говорит Вольфганг Кеппен (род. в 1906 г.). Его романы «Голуби в траве» (1951), «Теплица» (1953) и «Смерть в Риме» (1954) будоражат совесть, не дают забыть ни о фашистских преступлениях, ни о реальности неофашистской опасности.