Лирика Байрона для его современников была ярким воплощением новой, романтической поэзии. Предметом поэтического воспевания поэт сделал собственную душу. Такая душевная открытость, искренность, которая была непривычным явлением в поэзии к этому, очень поразила современников и продолжает захватывать читателя и ныне.
Лирический герой поэзии Байрона отбивает мир мыслей и чувств самого автора. Поэт не старается перевоплотиться у кого-то другого или передать психологию другого человека. Итак, в лирике Байрона ярко выражено субъективное начало.
Лирический герой Байроновых поэзий имеет страдающую душу. Не всегда причина кручины или разочарование определяется автором, и это предоставляет поэзиям нередко оттенка загадочности, недоговоренности, которые характерно романтическому искусству. Тем не менее, погрузившись в мир Байроновой лирики, начинаем понимать, что источником страданий есть определенная идеальная причина — несовершенство жизни, безнадежно, бедствование и скорбь народа, моральная нестойкость людей.
Лирический герой Байрона ощущает «мировую скорбь», так как жажда жизни, могущественные силы, скрытые в человеке, не имеют плодотворного выхода. Этот герой пылко и искренне воспринимает реальность, но самая реальность угнетает его. И он возникает против всего мира, отстаивая свое право на внутреннюю индивидуальную свободу, прежде всего свободу чувств. Таким расположением духа пронизанный стих «Душа моя пасмурная». Ощущение «мировой скорби» — главный мотив стиха. Лирический герой обращается к певцу со странной просьбой: запеть такую песню, чтобы душа разрыдалась: «Я хочу слез, так как сердце разорвется от страданий». Лирический герой понимает, что лишиться жизненных страданий он не сможет, а слезы, возможно, принесут хотя на некоторое время облегчения.
Читая стихи Байрона, понимаем, что он творив с единой целью — вылить переживание, которые его переполняли. В поэзии «Хотел бы жить снова в горах» звучит тема протеста против общепринятых норм морали того времени Англии. Стих написан в виде внутреннего монолога поэта, где он припоминает года своего детства, которые прошли в Шотландии возле подножия знаменитой величественной горы Лохнагарь. Однако перед читателем не просто спокойные, приятные воспоминания о лучшей поре человека. В поэзии ощущается пылкое желание поэта порвать с обычной жизнью и человеческим окружением и полететь к другому мира. Поэт сравнивает свою душу с припятым птицей, которая стремится вы рваться из пут тщеславия, раболепности, лукавства и обмана. Вокруг его — духовная пустошь: нет любви, «друзья разошлись, как дым», а тех, с кем «иногда утоляет бокал скорбь и боль», поэт не может назвать ни друзьями, ни врагами. Развивается мотив романтической
«бегства от действительности». Перед всем это бегство с мира реальности в мир мечтаний и воспоминаний. Это бегство из настоящее в радостный мир детства. Это бегство из вражеского поэту человеческого окружения к миру природы.
Вывод. Творчество Байрона было новаторским. В ней содержатся идеи, которые беспокоили современников и следующие поколения. Лирический герой Байрона отразил основные проблемы в свое время.
Опорные слова: романтизм, «байронический герой», «мировая скорбь», страдающая душа, мотив романтической «бегства от действительности».