Появление героико-революционных драм в 30-е годы

В 30-е годы появилось несколько героико-революционных драм, среди них следует выделить «Гибель эскадры» (1933) Александра Корнейчука и «Интервенцию» (1932) Льва Славина. «Гибель эскадры» по тональности, типу обобщения и трагическому финалу близка «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского.

В основу пьесы легли подлинные события 1918 г. Во имя победы революции партия принимает решение потопить Черноморский флот, чтобы он не достался ни немцам, ни украинской Раде. Приказ о потоплении эскадры казался невероятным. В этой сложнейшей ситуации проясняются социальные и нравственные позиции героев. Трагичен финал пьесы: гибнет Оксана, Гайдай сам топит корабли. Но, как и в «Оптимистической трагедии», безысходность положения снимается конечной победой революции. «Гибель эскадры» — произведение социалистического реализма, построенное по законам романтической драмы. В пьесе до предела заострен конфликт, каждая сцена — поединок воль и страстей, когда эмоции накалены до высочайшего градуса. Порой максимализация проявлений духовно-нравственной жизни героев кажется чрезмерной. (И все-таки не выходит за границы возможного, что характерно для периодов великих социально-политических потрясений.)

В иной манере, публицистической и одновременно психологически-бытовой, написана пьеса Л. Славина «Интервенция». События, изображенные в ней, разворачиваются в Одессе, когда на помощь контрреволюции приходят интервенты. Идея и пафос пьесы — в интернациональной солидарности, в том, чтобы не допустить удушения русской революции руками французских солдат, в большинстве своем бывших рабочих. В пьесе много действующих лиц: подпольщики-революционеры, ставящие целью распропагандировать французский батальон; солдаты-французы; беспринципные анархисты, снабжающие оружием тех, кто хорошо платит; и, наконец, представители наживающейся на войне буржуазии. Пьесу отличают динамизм сюжета, сдержанная психологическая характеристика основных персонажей.

Литература (и драматургия в особенности) еще далеко не исчерпала разработку темы гражданской войны, как вновь потянуло гарью и порохом в предвестии новых военных испытаний. Остро чувствуя нарастание тревожной обстановки в Европе, будучи свидетелями боев на дальневосточной границе, активизации фашизма в Германии, начала гражданской войны в Испании, писатели выступают с предупреждением о грозной опасности.

Разработка темы мобилизационной готовности и возможной войны представляла для писателей немалые трудности. От них требовались достаточная военная эрудиция, умение сочетать агитационно-пропагандистский запал с мастерством индивидуальной разработки характеров.