Рассказ «Пролетный гусь» — одно из последних произведений В. П. Астафьева. Он был напечатан в журнале «Новый мир» в январе 2001 года. Рассказ «Пролетный гусь» можно назвать тяжким раздумьем В. Астафьева о судьбе соотечественников в первые послевоенные годы. Сюжетную основу произведения составляют события, связанные с семьей Марины и Данилы Солодовниковых. Завязка определяет трагический пафос всего повествования, так как мы узнаем о тяжелом состоянии мальчика Аркани Солодовникова, который «часто болел… у него наперечет выступали по бокам ребрышки». Желая подкормить больного ребенка, отец, «растерзанный усталостью, мокрый до нитки», бродит по тайге в поисках дичи.
Неотвратимость предстоящей трагедии подчеркивается пейзажем, которым начинается рассказ: «Холодный ветер нанес ворохи серых, в середине чернью клубящихся туч и с раннего утра по переменке хлестало по земле то дождем, то липким снегом. Все живое умело попряталось… и один, казалось, Данила… бродил по этому с места сдвинувшемуся, погруженному в морок, в мокреть и тучи миру…».
Итак, что содержит характеристика рассказа? В ней обращается внимание на тему произведения (судьба соотечественников в первые послевоенные годы), на его сюжет (события из жизни семьи Солодовниковых), на завязку и пейзаж, причем все это содержит оценку, выражающую читательское восприятие (судьба соотечественников — тяжелая; пафос рассказа — трагический).
Особенностью данного произведения является своеобразие его композиции: большую часть рассказа составляет ретроспективный пласт повествования. Восстанавливая историю возвращения с фронта, знакомства и дальнейшего совместного проживания в уральском городишке Чуфырино Марины и Данилы, автор подчеркивает взаимосвязь прошлого и настоящего в судьбе главных героев: «Свело их… в долгом послевоенном пути… из Пруссии в Россию…». Писатель с первых страниц говорит о высоких моральных качествах героев, особенно выделяя Марину. «Серьезная была девушка, строгая, хорошо, видать, хорошими родителями воспитанная». Горько звучит авторский голос, сообщая о том, что у героев до войны детство было сиротское, а к моменту знакомства биографии они не накопили, война — какая это биография? Пустое время, понапрасну для жизни потраченное».
Молодым людям на первых порах повезло. Познакомились они с прекрасной русской женщиной Виталией Гордеевной, которая взяла Марину и Данилу на постой, устроила на работу и стала опекать. После рождения Аркани пожилая женщина заставила молодых родителей расписаться, чтобы младенец не остался без медицинского обслуживания и детского питания, а Марина — без декретных. С появлением новорожденного жизнь в доме Виталии Гордеевны стала счастливее и тяжелее одновременно. Герои многому научились «в процессе жизни», они «урабатывались, выходных и праздных часов не знали». Марина на дому оказывала медицинскую помощь всем страждущим в любое время дня и ночи. Виталия Гордеевна называла молодую женщину «простодыркой», но любила как родную дочь. Особенные чувства вызывал в пожилой женщине Арканя. Понимая, что одним огородом, ее пенсией и «заработками молодых родителей семье можно было тащиться, но ребенка не укрепить», Виталия Гордеевна дала Даниле во временное пользование ружье и «прицепила» его к Пахомке Верещаку, местному охотнику.
На страницах рассказа мы встречаемся со многими персонажами. Всех героев объединяет общая неустроенность, горькая доля. Повествуя от третьего лица, автор подводит читателя к выводу о том, что народ-труженик в родном государстве живет на положении сироты. Страна восстанавливается после войны каторжным трудом и энтузиазмом простых людей, а процветает партийная элита.
Презрением окрашен рассказ о сыне Виталии Гордеевны, который сумел приспособиться в этой жизни. Владимир Мукомолов еще школьником внял совету отца-пьяницы о том, что «необходимо поступать в военное политическое училище: в комиссары выйдет — всегда будет иметь хлеб с маслом и в случае войны от губящего огня отодвинут будет на безопасное расстояние». (Как тут не вспомнить советы «классических» родителей: отца Чичикова и отца Молчалина, давших своим сыновьям «бесценные» советы, благодаря которым они удачно пристроились в жизни!) Мать постигла гнусную натуру сына, общаясь с ним, в выражениях не стеснялась, а известие о возвращении его в родной дом восприняла болезненно.
Супруги Мукомоловы (а фамилия-то «говорящая»!) приехали «с кучей добра, румяные, пригожие… с дворянскими, пусть пока еще и коряво выглядевшими, привычками и манерами». Ирония автора переходит в открытую насмешку, когда повествуется о барских замашках довольных жизнью и собой супругов. Кульминационной является сцена конфликта Мукомоловых и Солодовниковых за накрытым в честь приезда Владимира Федоровича и Нелли Сергеевны столом. Данила и Марина принарядились, бывший солдат надел на пиджак все свои боевые награды. В отличие от Данилы Солодовникова бравый полковник запаса Владимир Мукомолов «наградами обременен не был». Он почувствовал себя уязвленным, но в разговоре с Данилой взял снисходительно-покровительственный тон, чего молодой человек терпеть не стал. Жены приняли стороны мужей, и в доме началась «тихая, никому не ведомая война».
Две семьи являются антиподами. Скромным, трудолюбивым Марине и Даниле противостоят наглые, самоуверенные, выступающие единым фронтом Мукомоловы. У Виталии Гордеевны не было сил и здоровья как следует осадить зарвавшихся сына и невестку. Пророчески звучат слова Хрунычихи: «Ну, Виталя, доржись. Энти господа ни тебе, ни робитишкам жизни не дадут, сживут со свету».
Так и вышло. Сначала умер Аркаша, затем от туберкулеза скончался Данила…
Развязка рассказа до кощунственности логична. Жизнь Мукомоловых «развивалась и набирала уверенность». Владимир Федорович обзавелся престижной должностью, ему выделили персональную «Волгу». Виталия Гордеевна с горечью видела, что тройной подбородок на лице ее сына вырастал постепенно, по мере получения жизненных благ и привилегий. Супруги по-прежнему мелко пакостили Марине, «изошедшей до заморенного подростка». Жизнь ее «шла будто в полусне». Наступил трагический день, когда у женщины не осталось сил существовать на этом свете. Последние слова Марины были обращены к тем, кого любила она больше жизни: «Счас, счас, счас, миленькие мои. Я к вам, я к вам…».
В рассказе, состоящем из девятнадцати глав, уместились четыре года жизни главных героев. Заключительная глава равна одному предложению: «Шел одна тысяча девятьсот сорок девятый год». Писатель утверждает, что раны войны не заживают. Как «подранок», прожил четыре послевоенных года Данила. Пролетный гусь, подстреленный героем, не спас ребенка. Этот гусь стал в рассказе символом недосягаемого человеческого счастья.
Позиция писателя четко прослеживается в портретных и речевых характеристиках героев, а также в прямых авторских оценках событий и поступков персонажей. Он принимает и оправдывает поступок своей героини, не оставившей записки и уверенной, что «Виталия Гордеевна все сделает по уму, положит ее рядом с Аркашей и Данилой». Создается впечатление, что писатель, размышляя о жизни и смерти, делает выбор в пользу последней: «Вместе дружно и не тесно, может, и теплее будет на другом свете, приветливее, чем на этом, давно проклятом и всеми ветрами продутом».