Б. В. Томашевский предпринял изучение жизненного и творческого пути Пушкина, его литературного окружения и общения, отзывов критиков и читателей, конкретного социально-исторического фона деятельности писателя. Двухтомный труд «Пушкин. Кн. 1 (1813-1824)», «Пушкин. Кн. 2. Материалы к монографии (1824- 1837)» не завершен во второй своей части, которая носит не столько систематический, сколько проблемный характер. Сборники статей С. М. Бонди, вышедшие в 70-х годах,- также результат многих его трудовых пятилеток. СМ. Бонди выразил свое представление о становлении и развитии художественного метода Пушкина от романтизма, «вождем» революционной ветви которого он был, к реализму, формировавшемуся первоначально в политической лирике и в виде «элементов» входящего в романтические поэмы. Ученый находит эволюцию реалистических принципов от «бытового реализма» к «социально-историческому».
Специальному изучению эволюции художественного метода Пушкина посвящены работы Г. А. Гуковского «Пушкин и русские романтики», «Пушкин и проблемы реалистического стиля». Подлинное мастерство ученого проявилось в анализе художественных текстов Пушкина, своеобразия его поэтического слова и высказывания.
В трудах М. П. Алексеева «Пушкин. Сравнительно-исторические исследования», «Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг…» изучается наследие Пушкина на широком историко-литературном фоне русской и мировой литературы, уясняются общие закономерности литературного процесса, проявляющиеся в конкретной образности. Пушкин рассмотрен как явление, переросшее национальные границы. Д. Д. Благой в книгах о Пушкине сосредоточил внимание прежде всего на творческой индивидуальности поэта — его «душе в заветной лире», проблемы мировоззренческие подчинены выяснению своеобразия обаяния стихов Пушкина, их длительного воздействия на современников и потомков, в том числе Ф. М. Достоевского.
Работы С. М. Петрова отличает широкий интерес к истории движения пушкинского художественного сознания на прртяжении всей жизни поэта, четкие социологические дефиниции реализуются в трудах ученого в конкретном анализе художественного творчества. С. М. Петров изучает становление и развитие принципов пушкинского реализма, особенное значение придавая его исторической прозе (см. книгу «Исторический роман А. С. Пушкина»).
На современном этапе в пушкинистике сочетаются экстенсивные и интенсивные принципы исследования. К числу первых относятся постоянное расширение источниковедческой базы, привлечение все новых архивных материалов, мемуаров, дневников современников, черновых тетрадей Пушкина, писем, расширение культурологических аспектов: изучается соотношение парковой культуры той эпохи и — поэзии Пушкина в трудах Д. С. Лихачева, особенности материальной и духовной культуры и даже цивилизации пушкинского времени и роман «Евгений Онегин» — в трудах Ю. М. Лотма-на. Применяется историко-функциональный метод — изучается история читательского восприятия произведений Пушкина.
Принципы интенсивного, углубленного изучения художественных текстов, отдельных образов Пушкина претворяются весьма интересно, часто тонко и оригинально, иногда и спорно в работах Б. И. Бурсова, Н. Н. Скатова, В. С. Непомнящего, Е. А. Маймина, В. Н. Турбина.
Все активнее развивается отрасль пушкинистики, направленная на вуз и среднюю школу. В книгах этого типа сочетаются научные и учебные задачи, широкий взгляд на Пушкина, охватывающий основные закономерности его художественного развития, и акцентировка тех проблем, которые имеют особенное значение для литературного образования молодежи. К таким книгам относятся труды ученых разных поколений и масштабов пушкиноведческих интересов: Д. Д. Благого, С. С. Гейченко, В. И. Коровина, Н. М. Лобиковой, Ю. М. Лот-мана, Б. С. Мейлаха, С. М. Петрова, Н. Я. Соловья, В. Н. Турбина, С. Е., Шаталова, Н. Ф. Филипповой и др.
Широкий размах исследований сопровождается научными дискуссиями, изучением разночтений текстов, пересмотром устаревших концепций и методов; неисчерпаемость наследия классика влечет к себе все новых ученых. Подлинное литературоведческое образование невозможно без глубокого освоения пушкинистики.
Начало творческого пути. Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национально-патриотического подъема, вызванного войной 1812 г., пробудившей патриотические чувства юного поэта. Другим явлением, определившим духовное и нравственное развитие Пушкина, было начавшееся еще в годы его пребывания в лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи, в дальнейшем — движение декабристов. Уже в лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям, которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII в. Лекции Куницына, беседы с Карамзиным, встречи с Чаадаевым, ставшим другом Пушкина, обогащали духовный мир поэта, расширяли его политический кругозор.
Самым ранним дошедшим до нас поэтическим произведением Пушкина-лицеиста является стихотворение «К Наталье» (1813), написанное в духе любовных посланий того времени. Первым произведением Пушкина, появившимся в печати, было стихотворение «К Другу стихотворцу», опубликованное в «Вестнике Европы» в 1814 г. В этом стихотворении Пушкина привлекает популярная тогда тема судьбы художника. Рисуя облик поэта, Пушкин высказывает мысль о том, что поэт не тот, «…кто рифмы плесть умеет», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас» (I, 23). Сквозь все стихотворение проходит идея о трагической участи поэтов в жизни, развивавшаяся и в творчестве Жуковского, и Батюшкова.
Уже ранняя лицейская поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. На лицейском экзамене 1815 г., в присутствии восхищенного Державина, Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе». В этом стихотворении сливаются и историческая и современная темы. Пушкин воспевает сынов России, поднявшихся на защиту отечества, их мужество, ,,их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья» (I, 78). Однако позиция юного поэта глубоко отлична от официальной трактовки событий. Стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).