Кавабата прожил довольно долгую жизнь, написал свыше 400 романов, повестей, эссе. Он первый японский писатель, которому была присуждена Нобелевская премия (1968) «за писательское мастерство, которое с большим чувством передает суть японского способа мышления». Творчество Ясунари Кавабата — сложное и многогранное. В молодости он увлекался неосенсуализмом (явление японского модернизма). Так появился первый сборник «Наряд чувств», в который вошли 36 рассказов. Использование ассоциаций по контрасту, воспроизведение субъективных ощущений, «ярких и полных жизни в условиях непостоянной действительности», метафоричность — эти особенности поэтики неосенсуализма присущи Кавабати-Начинающему. В его рассказах «красота — прохладная и пронзительная», «бессонные ночи нагромождались, как горы». Герою кажется, что «любимую девушку прибивает к нему волной».
Например, рассказ «Осенний дождь». Это прекрасные зарисовки на фоне осеннего дождя. В начале рассказа — дождь кленовой листвы, которая, как огоньки, падает в темно-синюю воду и гаснет в ней — то ли действительность, то ли видение. Потом дождь, который стучит в окно вагона, в шуме и ритме которого ощущается музыка. Потом капли дождя, которые стекают по оконным стеклам, а за ним девушка, которая выжила, несмотря на смертельный недуг. Теперь она демонстрирует кимоно Невест.
Возникает общий эффект, который уподобляет прозаичное произведение поэтическому, в котором главным является е событие, а вызванное им чувство. Повесть «Танцовщица из Идзу» (1918) также считается одним из произведений неосенсуализма. Писатель проникает в суть человеческой природы, видит добро и красоту даже в том, что на первый взгляд может показаться жестоким и безобразным. Это проявилось в романе «Бродяги из Асакуса» (1930), где он рассказывает о тяжелой жизни озлобленных, разочарованных в жизни людей, которые стараются забыть свое горе, отдаваясь сомнительным развлечениям. Но в романе нет социального подтекста.
Главное в нем — стремление увидеть человека в человеке на фоне злоключений и ужасов жизни. В «Кристаллической фантазии» (1933) Кавабата использовал популярный метод — «поток сознания», который, как уверяли его сторонники, позволяет глубже проникнуть во внутренний мир человека. Писатель воссоздает субъективное восприятие мира по примеру «невольной памяти» Марселя Пруста, когда обычная жизненная мелочь (в данном случае туалетное зеркало) возрождает в памяти прошлое.
И это не простая дань модернизму. Ясунари Кавабата привлекала направленность этого метода на непосредственное воспроизведение процессов духовной жизни. Но со временем писатель убедился в том, что, отторгая героя от реальной жизни и излагая лишь отрывки его воспоминаний, невозможно показать человеческую жизнь. Он искал свой путь, исходя из внутренней потребности найти главное, без чего искусство теряет смысл. В своей статье
«Красотой Японии родденный» Кавабата передает глубокое впечатление от классического японского романа «Гендзи моногатари» (XI ст.) и классической японской поэзии — хоку и танка. Они стали эстетичной подпочвой его художественного вкуса и литературного чувства.