Джеймс Олдридж «Последний дюйм». Формирование характера Деви при чрезвычайных обстоятельствах

Необходимость борьбы «до последнего дюйма», а также преодоление «последнего дюйма», что разделяет людей,- ведущая мысль рассказа.

Цель: Научить видеть проблему произведения, размышлять над ней, высказывать свое суждение; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать собственную мысль

Ход урока.

І. Мотивация познавательной деятельности учеников.

Учитель. Читая рассказ «Последний дюйм», мы размышляем над очень серьезной проблемой — взаимоотношения между родителями и детьми.

Только ли над событиями произведения Дж. Олдриджа мы размышляем? Зачем мы затрагиваем эту проблему? Что вы хотели бы услышать сегодня на уроке?

II. Актуализация Опорных Знаний, Умений И Навыков. ПРоверка
домашней Задачи.

К какому же средству обращаются взрослые, когда хотят понять своих детей?

Что об этом говорится в произведении?.. Согласны ли вы с тем, что следует обращаться к этому средству?

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Беседа с учениками.

Сколько в рассказе описаний полета? (Два: туда и назад). Какое описание детальнее, ярче? Почему именно? Как ориентируется мальчик в полете? Что помогает и вместе с тем мешает ему? (Ветер). Что свидетельствует о том, что мальчик на самом деле боится, что это для него сильное суровое испытание? («Деви решил, что уже никогда больше не сможет плакать. У него на всю жизнь высохли слезы»). Какую минуту Бен назвал решающей?

2. Пересказ эпизода «Посадка самолета».

Какую фразу в первом и последнем описании полета повторяет автор? («Шесть дюймов»). Что такое дюйм? Прочитайте последние строки абзаца, где описана посадка. («Он вдруг понял, что выживет,- он очень боялся умереть…»). Как вы думаете, почему автор не закончил свой рассказ этими словами? Какую роль сыграет последняя часть произведения? В чем заключается победа героев? Чему научила и какую помощь предоставила им экстремальная ситуация? Как вы считаете, изменятся ли их взаимоотношения? Приведите доказательства (последний абзац). Прокомментируйте название рассказа.

Только ли в прямом понимании употреблено словосочетания «последний дюйм»?

IV. РАзвитие речи.

Работа над устным произведением-миниатюрой «Дальнейшая жизнь отца и сына» (общее составление учителем и учениками плана и сюжетной линии произведения-миниатюры).

V. Подведение Итогов Урока С Использованием Приема
«Свободный Микрофон».

На такое окончание произведения надеялись? Чему я научился, прочитав книгу?

Нужно ли было включать это произведение в школьную программу для семиклассников, или лучше было бы подождать, пока они повзрослеют?

VI. ДОмашняя задача.

Прочитать или пересказать родителям рассказ «Последний дюйм» или новеллу «Вождь краснокожих» и записать их мысли относительно произведений.