В 1835 г. вышел сборник стихотворений, необычных по содержанию и манере. Их автором был А. В. Кольцов — поэт сравнительно ограниченного круга тем и одного жанра. Это мотивы крестьянского труда и жанр народной песни. Но и то и другое явилось глубоко самостоятельным и ценнейшим вкладом поэта в русскую литературу. У Кольцова были предшественники. Жанр песни в народном духе мы встречаем у многих поэтов до Кольцова, но народность этих песен была еще весьма условной.
Были до Кольцова и «поэты из народа». В 1826 г. выходит книжка «Досуги сельского жителя» Ф. Н. Слепушкина, в 1828 г.- «Басни, песни и разные стихотворения» М. Д. Суханова, в 1830 г.- «Стихотворения» Е. И. Алипанова. Эти поэты не были крестьянскими в прямом смысле слова ни по своему социальному положению, ни по характеру творчества. Слепушкин, выкупленный из крепостного состояния, стал купцом; Суханов, крестьянин по происхождению, служил у купца; Алипанов работал приказчиком на заводе. Крестьянская жизнь в произведениях этих поэтов изображается в идиллических тонах, без какого бы то ни было сомнения в справедливости крепостнического уклада и даже в духе «официальной народности». Художественно слабые произведения этих стихотворцев были далеки от народности и по форме. Наиболее интересным было отражение труда и быта фабрично-заводских рабочих у Алипанова. Заинтересовавшись первым выступлением в печати «русского крестьянина», А. С. Пушкин просил А. А. Дельвига (в письме от 20 февраля 1826 г.) послать Слепушкину экземпляры «Руслана и Людмилы» и «Стихотворений», сопровождая подарок мудрым советом поэту «идти своею дорогою». Но недостаточная связь с народом и его творчеством, узость политического кругозора и официальные «поощрения» помешали Слепушкину, как и другим «народным» поэтам, стать на путь оригинального творчества, путь подлинного реализма.
Из числа «поэтов из народа» как наиболее талантливого и самостоятельного следует выделить Н. Г. Цыганова (1797-1831), сына вольноотпущенного крепостного. С целью знакомства с народной поэзией поэт исходил почти всю Русь, и это дало ему возможность создать ряд песен, близких по духу и стилю к подлинно народным, как, например, «Красный сарафан». Песни Цыганова были изданы после смерти автора, в 1834 г., годом раньше песен Кольцова. Автор «Леса» далеко оставил за собой и дворянских поэтов, складывавших «народные» песни, и «поэтов из народа». По сравнению с первыми он стоял гораздо ближе к народу, по сравнению со вторыми был выше по таланту и знанию жизни. Кольцов сумел выразить пафос крестьянского труда, могучую силу, молодецкую удаль, неискоренимый оптимизм народа. Показал Кольцов и стремление народа освободиться от связывающих его пут. В отличие стихотворцев, потерявших настоящую связь с народом, Кольцов, несмотря на свою принадлежность к ме-щанско-купеческой среде и приобщение к высотам литературной культуры, остался действительно «поэтом из народа».
Этим объясняются успехи Кольцова в жанре песни, обретшей под его пером черты подлинной народности. Незадолго до выхода сборника Кольцова стали появляться сказки Пушкина — результат мастерского овладения духом и стилем народного сказочного творчества. В 1838 г. анонимно вышла лермонтовская «Песня про царя Ивана Васильевича…» — столь же совершенное воспроизведение в литературе содержания и формы народного героического эпоса. В этом ряду стоят и песни Кольцова, так же творчески воссоздающие в литературе жанры народной лирики.
В общем процессе развития русской литературы 1825-1842 гг. поэзия Кольцова явилась еще более значительным, чем творчество А. И. Полежаева, достижением реализма в поэзии. И здесь открывались пути к произведениям Н. А. Некрасова.