А. И. Журавлева
Мир «допетровского» русского человека, существовавший рядом с современностью «железного» XIX в., до Островского оставался странностью и экзотикой, предметом изумленного и насмешливого разглядывания. Для предшественников драматурга в разработке «купеческой темы» это был мир курьезов и нелепостей, смешного косноязычия, диковинных одежд и странных обычаев, необъяснимых страхов и удивляющих проявлений веселия… Только Островский показал эту «страну» именно как мир, как дошедший до современности остров прапрадедовской жизни, которая, однако, вовсе не заповедник прошлого. Нет, она существует и странно искажается под влиянием этого «железного» века.
Отсюда — причудливые формы «темного царства» , а суть его бед — общероссийская и вполне современная. Соль художественного открытия Островского в том, что сквозь внешне необычайное, диковинное писатель сумел увидеть как раз обыденное. Именно в повседневной жизни «среднего класса» он показал и порок в его «рядовом житейском выражении» в комедии «Свои люди — сочтемся!» Любому человеку в мире Островского в любой момент открыта возможность к раскаянию на путь добра. Для него всегда есть надежда на прощение . Зло никогда не опоэтизировано у Островского.
Если его поэтизируют герои, то они горько платят за ошибку . Островский же показывает ничтожество зла, делая его смешным. …Герои Островского свободны в выборе между добром и злом, именно поэтому они ответственны. Обязанность нравственного самостояния для Островского несомненна, и понимается она не как своеволие, а в глубоком христианском смысле. Композиционно в центр «Грозы» выдвинуты два героя: Кабаниха и Катерина, представляющие собой как бы два полюса калиновского мира.
Образ Катерины соотнесен с образом Кабанихи. Обе они — максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения и о милосердии они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, она — блюститель окостеневшей формы патриархального мира.
Жизнь она воспринимает как церемониал … А Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. …Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. В моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому в окружающем ее мире и дела нет до ее подлинной сути. …
В самой Катерине, в ее любви, в ее душе, в ее нравственных представлениях и высокой требовательности к себе лежит причина трагического исхода ее жизни. Катерина — жертва самого хода жизни…
А. И. Журавлева