• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > А. П. Чехов. «Чайка»

 

А. П. Чехов. «Чайка»

Наступали новые времена. Уходила вспять эпоха реакции, полоса насилия над личностью, жестокого подавления всякой свободной мысли. В середине 90-х годов XIX века она сменялась порой общественного подъема, оживления освободительного движения, пробуждения весенних предчувствий близких перемен. А. П. Чехов чувствовал, что Россия стоит на разломе эпох, на грани крушения старого мира, слышал явственный шум голосов обновления жизни. С этой новой атмосферой рубежности, переходности, конца и начала эпох на грани XIX-XX веков и связано рождение зрелой драматургии Чехова, тех четырех великих произведений для сцены — «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», — которые произвели переворот в мировой драматургии. «Чайка» — произведение для самого Чехова наиболее автобиографическое, личное .

В пьесе, написанной в маленьком мелиховском флигеле, Чехов, пожалуй, впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию. Это пьеса и о людях искусства, о муках творчества, о беспокойных, мятущихся молодых художниках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции. Это пьеса и о любви , о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб. Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, «общей идеи», цели существования, «определенного мировоззрения», без которого жизнь — «сплошная маета, ужас».

На материале искусства Чехов говорит здесь обо всем человеческом существовании, постепенно расширяя круги художественного исследования действительности Пьеса развивается как полифоническое, многоголосное, «многомоторное» произведение, в котором звучат разные голоса, перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют равноправно: нет судеб главных и побочных, то один, то другой герой выходит на первый план, чтобы затем уйти в тень. Очевидно, поэтому невозможно, да вряд ли нужно выделять главного героя «Чайки». Вопрос этот не бесспорный. Было время, когда героиней несомненно была Нина Заречная, позже героем стал Треплев.

В каком-то спектакле вперед выдвигается образ Маши, в другом все собой затмевают Аркадина и Тригорин. При всем том совершенно очевидно, что все симпатии Чехова на стороне молодого, ищущего поколения, тех, кто только входит в жизнь. Хотя и здесь он видит разные, несливающиеся пути. Молодая девушка, выросшая в старой дворянской усадьбе на берегу озера, Нина Заречная и недоучившийся студент в потрепанном пиджаке Константин Треплев — оба стремятся попасть в чудный мир искусства.

Они начинают вместе: девушка играет в пьесе, которую написал влюбленный в нее талантливый юноша. Пьеса странная, отвлеченная, в ней говорится об извечном конфликте духа и материи. «Нужны новые формы! — провозглашает Треплев. — Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно!» В вечернем саду наспех сколочена сцена. «Декораций никаких — открывается вид прямо на озеро». И взволнованный девичий голос роняет странные слова: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли… Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто…» Может быть, это рождается новое произведение искусства…

Но пьеса остается недоигранной. Мать Треплева, знаменитая актриса Аркадина, демонстративно не желает слушать этот «декадентский бред». Представление сорвано. Так обнажается несовместимость двух миров, двух взглядов на жизнь и двух позиций в искусстве. «Вы, рутинеры, захватили первенство в искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы сами, а остальное вы гнетете и душите! — восстает Треплев против матери и преуспевающего писателя Тригорина. — Не признаю я вас!

Не признаю ни тебя, ни его!» В этом конфликте проступает кризисная ситуация в русском искусстве и в жизни конца XIX века, когда «старое искусство разладилось, а новое еще не наладилось» . Старый классический реализм, в котором «подражание природе» превратилось в самоцель , выродился лишь в ловкое техническое ремесло.

Искусство нового, грядущего века рождается в муках, и пути его еще не ясны. «Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах» — эта программа Треплева звучит пока как туманная и претенциозная декларация. Он со своим талантом оттолкнулся от старого берега, но еще не пристал к новому. И жизнь без «определенного мировоззрения» превращается для молодого искателя в цепь непрерывных мучений. Потеря «общей идеи, — бога живого человека» разобщает людей переходной эпохи. Контакты нарушаются, каждый существует сам по себе, в одиночку, не способен к пониманию другого.

Поэтому так особенно безнадежно здесь чувство любви: все любят, но все нелюбимы и все несчастны. Нина не может ни понять, ни полюбить Треплева, он, в свою очередь, не замечает преданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Три-горина, но тот бросает ее.

Аркадина последним усилием воли удерживает Тригорина возле себя, но любви между ними давно нет. Полина Андреевна постоянно страдает от равнодушия Дорна, учитель Медведенко — от черствости Маши… Неконтактность грозит обернуться не только равнодушием и черствостью, но даже предательством.

Так бездумно предает Треплева Нина Заречная, когда очертя голову бросается вслед за Тригориным, за «шумной славой». Так мать способна предать сына, стать его врагом, не заметить, что он стоит на грани самоубийства. «Помогите же мне. Помогите, а то я сделаю глупость, я насмеюсь над своею жизнью, испорчу ее…» — молит Маша доктора Дорна, признаваясь ему в своей любви к Константину. «Как все нервны! И сколько любви… О, колдовское озеро!

Но что же я могу сделать, дитя мое? Что? Что?» Вопрос остается без ответа. Вот в чем драма безответности, несовместимости людей в этой грустной «лирической комедии» Чехова.

Хотя пьеса эта названа «комедией» , в ней мало веселого. Вся она проникнута томлением духа, тревогами взаимного непонимания, неразделенного чувства, всеобщей неудовлетворенностью. Даже самый, казалось бы, благополучный человек — известный писатель Григорий и тот тайно страдает от недовольства своей судьбой, своей профессией.

Вдали от людей он будет молчаливо сидеть с удочками у реки, а потом вдруг прорвется в истинно чеховском монологе, и станет ясно, что даже этот человек тоже, в сущности, несчастлив и одинок. Словом, печальную комедию написал Чехов — до боли, до крика, до выстрела доходит здесь ощущение всеобщей неустроенности жизни. Почему же в таком случае пьеса названа «Чайкой»?

И почему при чтении ее нас охватывает и покоряет особое чувство поэтичности всей ее атмосферы? Скорее всего потому, что Чехов извлекает поэзию из самой неустроенности жизни. Символ Чайки расшифровывается как мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Не банальный «сюжет для небольшого рассказа» извлекал писатель из истории с подстреленной чайкой, а эпически широкую тему горькой неудовлетворенности жизнью, пробуждающей тягу, томление, тоску о лучшем будущем.

Только через страдания приходит Нина Заречная к мысли о том, что главное — «не слава, не блеск», не то, о чем она когда-то мечтала, а «умение терпеть». «Умей нести свой крест и веруй» — этот выстраданный призыв к мужественному терпению открывает трагическому образу Чайки воздушную перспективу, полет в будущее, не замыкает ее исторически очерченным временем и пространством, ставит не точку, а многоточие в ее судьбе.



А. П. Чехов. «Чайка»

Другие сочинения по теме:

  1. Новаторство Чехов-драматурга (по пьесе «Чайка») В пьесе «Чайка» затронуто много жизненных проблем. Вместе из тем за бытовыми деталями кроется чрезвычайный лиризм. «Чайка» построена не на...
  2. Краткое изложение Чайка Антон Чехов А. П. Чехов Чайка Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, — актриса, гостит в...
  3. Краткое содержание «Чайка» Чехов ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Ирина Николаевна Аркадина, но мужу Треплева, актриса. Константин Гаврилович Треплев, ее сын, молодой человек. Петр Николаевич Сорин, ее...
  4. «Чайка»; А. П. Чехова «Чайка»; (1895-1896) резко отличается «Чайка» А. П. Чехова «Чайка» (1895-1896) резко отличается от предыдущих пьес Чехова своим лиризмом, символикой и ярко очерченным столкновением различных...
  5. О пьесе «Чайка» А. П. Чехова Премьера спектакля на сцене петербургского Александринского театра закончилась провалом. Старая школа актерской игры не способствовала раскрытию своеобразия чеховской пьесы. И...
  6. «Чайка» А. П. Чехова — новый этап творчества «Чайка» — произведение для самого автора наиболее автобиографическое, личное. В пьесе, написанной в маленьком мелиховском флигеле, Чехов, пожалуй, впервые так...
  7. Что в имени тебе моем? Символическое звучание названия пьесы «Чайка» Может возникнуть справедливый вопрос почему нашу работу мы решили посвятить Нине Заречной, героине пьесы А. П. Чехова «Чайка». Первым толчком...
  8. Чехов А. П. (биография) Чехов неслучайно начинает Чехов А. П. (биография) Чехов неслучайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к...
  9. А. П. Чехов — Шекспир xx века Антона Павловича Чехова всю жизнь мучили проблемы нравственности. Этика — эта вершина философии — пронизывает все его творчество. Олег Ефремов....
  10. Чайка краткое содержание Чехов А. П. Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, — актриса, гостит в его...
  11. ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ В ПЬЕСЕ «ЧАЙКА» Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург...
  12. Образ Нины Заречной (ее мечтания в пьесе «Чайка») Мы с нетерпением ждем появления на сцене главной героини, но драматург не спешит ее выводить. Интересно, что в пьесе, до...
  13. Метафора воды как отражение нравственного поиска героини в пьесе «Чайка» Образ Чайки низменно сопутствует образ воды: у Чехова — озеро. Как указывается в энциклопедии «Мифы народов мира», вода — одна...
  14. Сочинение на тему: Мир искусства в пьесе А. Чехова «Чайка» Пьеса «Чайка» впервые подняла занавес над таинственным миром театра литературы. Чехов откровенно говорит о проблемах современного театра и литературы, изучая...
  15. Краткое изложение Чехов А. П Антон Павлович Чехов января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния — 2 июля 1904, Баденвайлер, Германия) — русский писатель, драматург, врач. Автор...
  16. Краткое содержание пьесы Чехова «Чайка» Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, — актриса, гостит в его имении вместе со...
  17. Проблема жизненной цели и творческого успеха в пьесе А. П. Чехова «Чайка» «Чайка» — пьеса об искусстве, о борьбе с консервативностью, поиски новых форм, о мучениях творчества, об ответственности таланта перед требованиями...
  18. Антон Павлович Чехов . Биография в датах и фактах Антон Павлович Чехов — русский писатель, мастер короткого рассказа и психологических пьес. Чехов-прозаик развивал традиции русской реалистической прозы ХIХ в.,...
  19. Символическое значение образа чайки в пьесе А. П. Чехова «Чайка» Тенденцией культурного сознания XIX века было освоить противоречивость жизни со всей возможной полнотой, мужественно и честно принимая самые острые вопросы...
  20. «Чайка» — первая пьеса русской новой драматургии I. Мотивация учебной деятельности Учитель. Как-то А. П. Чехов сказал: «Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе...
« «Детская» тема в романе Достоевского «Братья Карамазовы»
Мои любимые произведения М. А. Шолохова »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения