А. П. Чехов — несравненный художник жизни
Сочинение на тему » детские рассказы Чехова». Врач по профессии, писатель по призванию, Антон Павлович Чехов (1860-1904) вошел в нашу литературу как «несравненный художник жизни» (Л. Н. Толстой). За свою недолгую жизнь он подарил читателям много замечательных произведений самых различных жанров: повести и рассказы, драмы и комедии, очерки, фельетоны и путевые записки. Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя. Свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений — обычные дети. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реальностью характер ребенка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы. Становление характера, приобщение ребенка к сложному, противоречивому миру взрослых прослеживает Чехов в своих произведениях.
Гриша, герой одноименного рассказа, «маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад», знал до сих пор только один «четырехугольный мир» своей комнаты. Но вот на улице он оказывается в новом, неведомом мире. С изумительной чуткостью автор передает восприятие ребенком этого «нового мира». Дома он рассказывает «маме, стенам, кровати, где он был и что видел», «не столько языком, сколько лицом и руками». Впечатления «собрались в кучу и давят его мозг». Он возбужден и начинает плакать. А его мать, не понимая состояние ребенка, лечит его касторкой. Конечно, Гриша еще слишком мал, чтобы можно было проследить становление его характера. Писатель скорее говорит о пробуждении сознания ребенка, с том влиянии, которое оказывает на него окружающая обстановка. Подчеркивает, как важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицая родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностям психики. Дети у Чехова — выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обывательским предрассудкам.
Именно таковы четырехлетняя Нина и ее брат Ваня, мальчик лет шести («Событие»). Событие же, оставившее глубокий след в их душе, может показаться на первый взгляд незначительным: собака съела новорожденных котят. Для взрослых это забавное происшествие. Для детей — трагедия. «Наивные» дети оказываются куда более человечными, чем многоопытные взрослые, и родители совершили серьезную ошибку, не придав никакого значения случившемуся. Обычно избегающий прямых авторских высказываний в своих произведениях, Чехов на этот раз посчитал уместным в короткой реплике прокомментировать педагогическую проблему «События»: «…терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации… или же туманные разглагольствования…»
Бесполезность нотаций и «туманных разглагольствований» раскрыта писателем в рассказе «Дома». Семилетний Сережа уличен в курении. Его отец-прокурор пытается логическими доводами убедить мальчика, что курить вредно. Однако он терпит фиаско: сын не воспринимает его речей. По просьбе Сережи отец импровизирует для него незатейливую сказку на сон грядущий. Заканчивает ее он «смешно и наивно», «от курения царевич заболел чахоткой и умер». Эффект сказки превосходит все ожидания. Мальчик обещает отцу: «Не буду больше курить». Случай этот помог прокурору, а вместе с ним и нам, читателям, многое понять. «Мораль и истина должны подноситься» детям «не в сыром виде, а с примесями…». У ребенка в голове «свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер…».
Сам Чехов, изображая мир детей, прекрасно воспроизводил не только внешние черты поведения ребенка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер». Может показаться непонятным его признание: «Писать для детей вообще не умею… и так называемой детской литературы не люблю и не признаю». Дело в том, что под «так называемой детской литературой» Чехов разумел адресованные детям нехудожественные сентиментально-моралистические книжки того времени. Поясняя свою позицию, писатель продолжает: «Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений», подобно тому как нет надобности «выдумывать для больного какое-то особое лекарство только потому, что он ребенок», достаточно «уметь выбирать лекарство и дозировать его». Девятилетний Ванька Жуков — сирота, отданный в ученье к сапожнику («Ванька»). Композиционное ядро рассказа — письмо мальчика к дедушке, оставшемуся в родной деревне. Письмо это-крик детской души, мольба о помощи: «Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… увези меня отсюда, а то помру». Страшен бесхитростный рассказ Ваньки о своей жизни у сапожника: непосильный труд, жестокие побои, издевательства, вечное недоедание… «Пропащая моя жизнь, — заключает мальчик,- хуже собаки всякой…» Сочинение письма перемежается светлыми воспоминаниями Ваньки о жизни с дедом в деревне. Но и они не смягчают тяжелого впечатления от нынешней судьбы мальчика, а скорее подчеркивают ее безысходность. В этом чужом и враждебном для него мире Ванька одинок и беспомощен. И его письмо, наивно адресованное «на деревню дедушке», не облегчит его участь.
В рассказе «Спать хочется» Варька, девочка лет тринадцати, как и Ванька Жуков, находится в услужении у хозяина-сапожника. Невозможно и перечислить все ее обязанности. Она топит печи, ставит самовар, готовит обед и подает его хозяевам, чистит обувь, моет полы, стирает, шьет, бегает в лавку… А по ночам ей приходится нянчить крикливого хозяйского младенца. Трагический финал рассказа только на первый взгляд кажется неоправданно жестоким. Он объясняется невыносимыми обстоятельствами Варькиной жизни. В один ряд с Ванькой Жуковым и Варькой можно поставить и семилетнего крестьянского мальчика Пашку («Беглец»). Правда, ему пока что не пришлось еще испытать тягот жизни «в людях». Однако и его судьба не представляется радужной. Невежественная мать слишком поздно привела ребенка в больницу, и теперь ему грозит тяжелая операция: ампутация руки. А без руки какой он работник! Драматическая Концовка рассказа имеет в большей мере психологический, чем социально-обличительный смысл. Столкнувшись впервые в жизни со страданиями тяжело больных людей, увидев смерть человека, ребенок испытывает глубокое потрясение.
А. П. Чехов — несравненный художник жизни