А. С. Пушкин: лирика природы
Примерный план письменной работы
ВВЕДЕНИЕ
Уже своими современниками А. С. Пушкин был признан великим национальным поэтом . Одним из важнейших достижений Пушкина как национального поэта является «открытие» русской природы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. «Открытие» русской природы состоялось только в зрелый период творчества поэта. Показателен, например, контраст вступления к поэме «Руслан и Людмила», написанного в 1828 году, и самой поэмы . В знаменитом вступлении «У лукоморья дуб зеленый…» сказочная картина природы дана с отчетливым народно-русским колоритом .
Сама же поэма, написанная в духе французского травестийного эпоса, обращается к природе только как к условному фону .
1.1. В эволюции описательной поэзии Пушкина можно выделить три этапа: 1) 10-е годы , 2) первая половина 20-х годов , 3) вторая половина 20-х и 30-е годы .
В ранней лирике культивируется «пасторальный» пейзаж . Образы природы не индивидуализированы; за описаниями дубрав и полей не предполагается каких-либо конкретных дубравы или поля; леса и луга, ручьи и озера — это всякий раз знаки чего-то общего: гармонии, покоя, «мирного наслаждения». Так, в главном шедевре ранней пейзажной лирики — «Деревне» — на первый план выходят не конкретные приметы или признаки природы, а обобщающий эпитет: «сень пленительных дубрав», «беспечный мир полей».
2. В романтической лирике начала 20-х годов пейзаж становится романтическим и элегическим. Это значит, что описание природы, климата и погоды становится выражением внутреннего состояния лирического героя. Элегический пейзаж контрастирует с пасторальным «вечным полднем»: солнце затемняется, затуманивается .
Природа становится фоном одиночества, печали, грустных воспоминаний .
Переломное стихотворение — «К морю» ; в нем Пушкин прощается с олицетворенной «свободной стихией». Олицетворение природы, уподобление поэта стихии, а стихии поэту — таковы черты романтической поэтики; вот и Пушкин говорит с морем как равный с равным: как с другом, с товарищем-заговорщиком. Русская сельская природа, по контрасту с дружественным морем, представляется лирическому герою «пустыней» , но это прощальная дань прежнему условно-обобщенному стилю.
3. Во второй половине 20-х годов созданы лучшие стихотворения, посвященные русской природе. Принципы поздней пейзажной лирики — предметная конкретность и поэтизация обыденного: «Сфера значительного и прекрасного втягивает в себя, пронизывает собой и тем самым преображает обыденные вещи» . А. Н. Веселовский ставит в заслугу Пушкину создание «русской обстановки, реальной и поэтической», открытие «тихой и беспорывной» прелести русского пейзажа. «Вместо «Развалин замка в Швеции» явились картины русского леса, зимней бури с ее народным чудесным; поэзия русской деревни».
Основные стихотворения этого ряда — «Зимний вечер» , «Зимнее утро» , «Осень» .
Обратимся к стихотворению «Осень». При внимательном чтении в этом хрестоматийно известном стихотворении открываются неожиданные стороны. Привычная русская природа здесь увидена двойным зрением.
С одной стороны, она поэтизируется, описывается поэтически-высоким слогом; отсюда «пышные» эпитеты , олицетворения , развернутые сравнения . С другой стороны, стихотворение отличается предметной конкретностью в изображении меняющейся природы:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи —
В нем подчеркивается органическая связь природы с повседневным бытом:
И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой приходит голод.
В «Осени» «высокий» стиль гармонически сочетается с «низким» «; повседневное и будничное прекрасно уживаются . Такова жизнь, таково и стихотворение. В поэзии того времени привычно аллегорическое понимание осени как горького итога жизни. В «Осени» Пушкина описание природы становится сложным и противоречивым , обогащенным тонкими и разнообразными смысловыми оттенками. Так, в осени отмечены, с одной стороны, болезненность и отчужденность, с другой — нарядность и праздничность.
Осень описывается то как пограничное состояние природы между жизнью и смертью, то как время задумчивости и меланхолии, то как пора бодрости и здоровья, молодости и счастья. И вот неожиданность: едва ли не впервые в мировой поэзии указано на физиологическую связь природы и творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы с ранних лет привыкли к стихам о русской природе: «Не шуми ты, рожь, // Спелым колосом…» ; «Чародейкою зимою // Околдован, лес стоит…» , «Я пришел к тебе с приветом // Рассказать, что солнце встало, // Что оно горячим светом // По листам затрепетало» , «Вот уж снег последний в поле тает, // Теплый пар восходит от земли» ; «Белая береза под моим окном…» . Стихи о русской природе настолько привычны, что кажется, будто ее воспевали всегда.
Но это не так: Пушкин был первым.
А. С. Пушкин: лирика природы