Аксаков К. С. биография
АКСАКОВ, КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ , русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства. Сын С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. Родился 29 марта 1817 в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губ. Детские годы провел в отцовских имениях .
С 1826 жил в Москве, в 1832-1935 учился на словесном отделении Московского университета . Входил в кружок Н. В. Станкевича; в московских салонах сблизился с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным, А. С. Хомяковым. Образ патриархальной, «общинной» Руси, сакральный характер исторического бытия России и Москва как ее символ отразились в статье Аксакова Семисотлетие Москвы , стихотворении Москве, драме Освобождение Москвы в 1612, .
Выступал в Московском литературном и ученом сборнике , Московском сборнике , в журналах «Москвитянин» , «Русская беседа». С 1857 негласный редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику . Автор двух повестей в русле поэтики Э. Т. А. Гофмана , Краткого исторического очерка земских соборов, статей о русских былинах, Мертвых душах Н. В. Гоголя, произведениях И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др. . Из поэтических произведений Аксакова, культивирующих устойчивые романтические мотивы «природы» и «святой поэзии», широкую известность приобрело стихотворение Мой Марихен так уж мал, текст которого положен на музыку П. И. Чайковским (Детская песенка.
Мой Лизочек). Известны переводы Аксакова , несколько драматургических опытов , публицистические обзоры русской литературы, в т. ч. современной, а также статьи О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности , Еще несколько слов о русском воззрении , записка царю Александру II О внутреннем состоянии России (1855, опубл.
1881), труды по русской грамматике. Основной вклад Аксакова в славянофильское учение — его общественно-политическая теория и система эстетических взглядов. Общественно-исторические воззрения вполне определенно сформулированы в 1848 в статье Голос из Москвы, написанной под впечатлением революционных событий в Европе.
Осуждая революцию и признавая ее «совершенную чуждость» России, Аксаков видел в европейских бурях следствие своего рода политизации общественной жизни Запада, «обоготворения правительства», концентрации общественных интересов и внимания преимущественно на сфере политики и власти. Православная же Россия, доказывал Аксаков, никогда не обоготворяла правительство и даже смотрела на политическую власть как на «дело второстепенное». Политические и государственные отношения вообще, по Аксакову, имеют для русского народа второстепенное значение, так как в силу исторической традиции и особенностей национального характера его подлинные интересы лежат всецело в области духовно-религиозной.
Этой «негосударственности» народа может гармонично соответствовать только одна форма власти — православная самодержавная монархия. Соответствующие идеи Аксаков развивал в адресованной Александру II записке О внутреннем состоянии России . Отстаивая идеал монархической государственности, Аксаков в то же время резко критиковал общественно-политическую ситуацию в самодержавной России, писал о «внутренних язвах» российской жизни — крепостном праве и коррупции чиновников, осуждал «иго государства над землею», начало которому было положено, по его мнению, при Петре I. Обосновывая свое понимание своеобразия русской истории, Аксаков обращался к исследованию литературно-исторических памятников, национального фольклора, высказывал идею об отсутствии у древних славян развитого родового строя и решающей роли в их жизни семейно-общинных отношений, писал о преимущественно мирном развитии русской государственности, критиковал петровские реформы за то, что они прервали органическое развитие русского общества и нарушили вековую традицию взаимоотношений земли и власти . Важный элемент славянофильского учения — концепция «земли» и «государства» играла существенную роль в славянофильской критике Запада, служила обоснованием особого исторического пути русского народа, предпочитающего, по Аксакову, «путь внутренней правды» — «внешней правде» .
Аксаков был активным сторонником отмены крепостного права и стремился вывести необходимость реформы из общих принципов своей теории. Так, с концепцией «негосударственности» связана его идея неотъемлемых, суверенных народных прав , которые он считал правами неполитическими и соответственно не подлежащими юрисдикции государства: «Государству — неограниченное право действия и закона, земле — полное право мнения и слова». В будущем гражданском устройстве России, считал Аксаков, формой сотрудничества государства и народа должны стать земские соборы, на которых будут представлены все сословия. В то же время возможность конституционных ограничений самодержавия им решительно отвергалась: конституция — «осуществленная ложь и лицемерие», республика — «самая вредная правительственная форма».
Существенная часть творческого наследия Аксакова посвящена русской литературе. Отвергая в равной мере и концепцию «чистого искусства», и «натурализм» , он признавал «народность» основным критерием оценки художественного творчества. Аксаков надеялся, что современная литература, пришедшая на смену традиционному народному творчеству, в конце концов уступит место новому «синтетическому» искусству.
В знаменитой гоголевской поэме он увидел прообраз такого искусства, настаивая на том, что «эпическое содержание равно пронизывает и Мертвые души, и древние поэмы Гомера. Умер Аксаков на острове Занте 7 декабря 1860.
Константин Сергеевич Аксаков родился 29 марта 1817 года, в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Старший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной. Аксаков рос под влиянием пылкой, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушного, увлекающегося отца. Мать Аксакова была исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом, он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, «с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца».
В четыре года Константин выучился у матери читать, и первой его книгой для чтения была «История Трои». К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. Читал в детстве Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до пятнадцати лет дома , он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева греческому, у Фролова географии. Особенно любил Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее, вместе с братьями и сестрами, разные эпизоды в лицах.
С двенадцати лет в нем сказалось литературное дарование: в свои исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях «дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение». Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своей даровитостью. В 1832 году, в возрасте пятнадцати лет, он поступил на словесный факультет Московского университета, который переживал тогда знаменательное время, находясь на рубеже совершенно новой эпохи, резкой перемены в профессуре и студенчестве. Целый ряд молодых профессоров — Павлов, Надеждин, Шевырев, Погодин — внесли новый дух в университетское преподавание.
С другой стороны, среди студентов начали образовываться кружки, занимавшиеся выяснением вопросов нравственных, философских, политико-исторических. Во время пребывания Аксакова в университете образовались два кружка, в состав которых входили: Станкевич, поэты Сатин, Красов и Клюшников, Кетчер, Белинский, сам Аксаков и другие — словом, почти все члены через некоторое время сплотившегося воедино кружка, известного в истории новейшей литературы под именем «кружка Станкевича». В середине и конце 30-х годов к этому кружку, прямо или косвенно, примыкали: Грановский, Тургенев, Кольцов, Василий Боткин, Катков и другие. В 1833 -1840 годах Аксаков находился под влиянием Станкевича и Белинского и предавался изучению немецкой философии вообще и Гегеля в частности, о чем он подробно рассказывает в своих «Университетских воспоминаниях».
Увлечение учением Гегеля сказалось даже в его магистерской диссертации о Ломоносове, появившейся в 1846 году. После смерти Станкевича и до отъезда Белинского в Петербург Аксаков сблизился с Хомяковым, Киреевскими, Самариным. С Белинским же, изменившим правому гегельянству и начавшим проповедовать противоположные воззрения, он обменялся несколькими письмами и они навеки прекратили отношения .
Вообще жизнь Аксакова не богата внешними событиями, и после разрыва с Белинским проходит довольно однообразно до самой смерти главы славянофильства. Поэтому дальнейшая биография, а, пожалуй, и вся биография его, есть, главным образом, история хода его литературного развития, история его ученых и литературных работ. Поселившись в Москве, Аксаков только в 1838 году ездил за границу, откуда вернулся через пять месяцев. Литературную деятельность свою, как выше замечено, он начал стихами. Первым печатным произведением были стихи, читанные на торжественном университетском акте в 1835 году только что окончившим курс 18-летним кандидатом.
Вслед за тем он принимал довольно деятельное участие в тех журналах, с которыми сотрудничал Белинский — «Телескопе», «Молве» и «Московском Наблюдателе». Аксаков помещал здесь небольшие рецензии, а также стихи, по преимуществу из Шиллера и Гете. Позднее, не оставляя стихотворства, он стал помещать стихи в «Московском Сборнике», «Русской Беседе» и «Молве». После смерти его много стихотворений напечатано в «Дне», «Руси» и «Русском Архиве».
В начале тридцатых годов Аксаков написал драматическую шутку в стихах, в 3-х действиях, с эпилогом: «Олег под Константинополем!» . Эта шутка явилась пародией на так называемое скептическое направление в русской историографии, представителем которого был профессор Каченовский. В 1842 году Аксаков выступил на критическое поприще статьей, напечатанной отдельной брошюрой: «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души» и в «Москвитянине» того же года ответил на разбор этой брошюры, сделанный Белинским. Затем три критические статьи Аксакова по литературе, с подписью Имрек, появились в «Московском Сборнике» 1846 года .
В «Русской Беседе», начавшей выходить с 1856 года, Аксаков был одним из наиболее деятельных сотрудников, а в 1857 году редактировал еженедельную газету «Молва», где поместил много мелких статей. В 1847 году он защитил диссертацию под заглавием: «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», представленную для получения степени магистра русской словесности. К пятидесятым годам относятся наиболее важные и существенные работы Аксакова, исторические и филологические, в которых его взгляды достигли своего полного развития. Эти работы вошли в состав неоконченного полного собрания его сочинений. Первый том появился в 1861 году, второй — в 1875 и, наконец, третий в 1880.
Первый том состоит из 27-ми статей по русской истории, из которых большинство при жизни автора не были напечатаны. В числе исторических статей особенно выдаются рецензии на І, VI, VII и VIII тома «Истории России» Соловьева, «О древнем быте славян вообще и русских в частности», «Краткий исторический очерк земских соборов», «О состоянии крестьян в древней России», «По поводу Белевской Вивлиофики, изданной Н. А. Елагиным». В этих статьях Аксаков развивал свои оригинальные воззрения, что склад первоначальной русской жизни не родовой, а общинно-вечевой, что русское государство образовалось не завоеванием, как на Западе, а добровольным призванием власти, и что русский народ резко отделял понятие земли от понятия о государстве, прибегая к последнему только для сохранения первой.
Русский народ, по мнению Аксакова, шел путем внутренней правды и поэтому древнерусская жизнь, в нравственном смысле, достигала высокого совершенства. Аксаков умер от чахотки на острове Занте , куда приехал в сопровождении брата, Ивана Сергеевича, в декабре 1860 года.
Аксаков К. С. биография