Аксенов В. П. биография
Родился в Казани в семье партийных работников , в детстве несколько лет провел в Магадане, куда была сослана его мать Евгения Гинзбург . Закончил в 1956 г. Ленинградский медицинский институт, до 1960 г. работал врачом в больницах. Печатается с 1959 г. Известность писателю принесла повесть «Коллеги» , много раз переиздававшаяся, получившая также воплощение на сцене и на экране. Эта и вслед за нею появившиеся повести «Звездный билет» и «Апельсины из Марокко» , роман «Пора, мой друг, пора» упрочили за Аксеновым славу одного из лидеров «молодой прозы», заявившей о себе на рубеже 1950-60-х гг. .
Произведения Аксенова вызвали в критике бурную полемику, так как в них заострялось внимание на проблемах периода «оттепели» и прежде всего — на извечном конфликте поколений, который обретал особенно резкие формы в условиях характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного прошлого. Как нельзя более соответствовали тогдашней духовной жизни общества и исповедальный характер прозы Аксенова, и преимущественное — сочувственное — внимание писателя к внутреннему миру, психологии и даже сленгу молодого поколения: в это время он становится одним из наиболее активно печатающихся авторов журнала «Юность», в течение нескольких лет являясь членом его редколлегии. Появление в 1968 г. повести «Затоваренная бочкотара» свидетельствует об изменении направления эстетических поисков писателя, выходящего теперь, по его словам, к тотальной сатире: здесь открывается удивительная нелепость мира, в котором живут персонажи повести, названной Аксеновым «сюрреалистической вещью». Изменение творческой позиции Аксенова свидетельствовало не только о собственно художественных поисках писателя, отказывавшегося теперь в своих произведениях от принципа правдоподобия, предпочитая ему изображение «иллюзии действительности»; сами эти изменения были вызваны крепнущим у писателя убеждением в том, что «действительность так абсурдна, что, употребляя метод абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурда в свою литературу, а, наоборот, этим методом он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся, как помойная яма, действительность…».
С этого времени критика в адрес Аксенова и его произведений становится все более резкой и даже сокрушительной, когда она звучала из уст руководителей партии и государства . Нападки вызывала даже форма, к которой обращается теперь Аксенов, воспринимаемая как несоветская и ненародная: так была оценена, в частности, поставленная в театре «Современник» пьеса Аксенова «Всегда в продаже», свидетельствующая о переходе ее автора на авангардистские позиции в искусстве. Положение Аксенова еще более осложнилось, когда его произведения начали появляться за рубежом .
Тогда же, в 1979 г., Аксенов вместе с А. Битовым, Вик. Ерофеевым, Ф. Искандером и Е. Поповым выступил составителем и автором альманаха «Метрополь», объединившего писателей, отмежевавшихся от социалистического реализма. Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах тогда же был издан в США. Он немедленно был подвергнут критике, некоторые его авторы были исключены из Союза писателей, а сам Аксенов 22 июля 1980 г. уехал в США и вскоре был лишен советского гражданства.
В Вашингтоне выходят написанные им в России, но впервые публикуемые лишь после отъезда писателя в Америку романы «Ожог» , «Остров Крым» , «Золотая наша железка» , «Бумажный пейзаж» , «Право на остров» , «Скажи изюм» , «В поисках грустного бэби» . В 1993-1994 гг. в России была опубликована его «Московская сага» в трех книгах. Вскоре после переезда в США Аксенов вместе с тем начинает преподавать русскую литературу в одном из вашингтонских университетов. После возвращения ему в 1990 г. гражданства Аксенов часто приезжает в Россию, его произведения печатаются здесь , выходит собрание его сочинений.
Но переселяться на родину Аксенов не собирается. Аксенов начинал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней советской действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе — со всем, что противостояло выработанным старшим поколением духовным ориентирам. К середине 60-х гг. усиливается философская насыщенность прозы Аксенова, размышляющего о причинах неудачи «оттепели», о неустойчивости психологии человека, именно с нею связывавшего свои лучшие надежды. Обращение к такой личности способствовало перестройке индивидуальной творческой манеры писателя, соединяющего теперь в пределах одного произведения реальное и ирреальное, обыденное и возвышенное. Особенно искусно разные планы соединяются в программном для того времени произведении Аксенова романе «Ожог»- наиболее удачной попытке писателя полномасштабно изобразить жизнь российской интеллигенции на переломе 60-70-х гг.
Герои романа, каждый из которых одержим своей творческой идеей, находятся в состоянии трагического разлада с существующей в их стране системой: стремление укрыться от нее оказывается тщетным. Облик и поведение героев романа определяются их противостоянием порожденной этой системой толпе, которой чуждо все высокое, светлое. Выход для них писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении. Гипотетическую ситуацию рассматривает Аксенов в романе — явно обладающем признаками антиутопии -«Остров Крым», где подвергается проверке модная идея о мессианской роли России: идея эта доводится здесь до логического завершения, обнажающего ее чудовищный смысл.
Произведения, написанные им в эмиграции , убеждают в том, что жизнь родной страны, происходящее в ней продолжает оставаться в центре его внимания: уехав из России, Аксенов остается писателем истинно русским.
Аксенов, Василий Павлович — рус. сов. прозаик, более известный произв. др. жанров, один из лидеров молодой «гор. прозы» в сов. лит-ре 1960-х гг. Род в Казани , окончил Первый Ленингр. мед. ин-т им. И. П. Павлова, работал врачом. Печататься начал с 1957 г. В 1978 г. принял живейшее участие в создании лит. альманаха «Метрополь», вокруг к-рого разгорелся политич. скандал; в 1980 выехал по приглашению в США, а вскоре был лишен сов. гражданства и поселился в Джорджтауне (окр.
Колумбия), где и проживает в наст. время. Проф. Вашингтонского ун-та. Широкую известность А. принесла реалистическая повесть «Коллеги» , к-рую в некоторой степени можно считать автобиогр. Ранние произв. писателя, глубоко реалистичные по сути, все-таки отмечены повышенным содержанием метафор, гипербол и т. п., что с неизбежностью привело к выходу «за границы реализма»; к произв. этого периода относятся: «повесть с отступлениями и соло для кларнета» — «Стальная Птица» (рук.
1965 г.; 1991), «повесть с преувеличениями и сновидениями» — «Затоваренная бочкотара» , р-з «Рандеву» , юмористическая «повесть с преувеличениями и воспоминаниями» — «Золотая наша Железка» , также пошедшая в «самиздат»; поставленная в 1965 г. на сцене Моск. театра-студии «Современник» фантаст. — сатирическая пьеса «Всегда в продаже». Эти и последующие произв., рожденные «оттепелью» 1960-х гг., пронизывают настроения свободомыслия, обычно публикация их вызывала шок и горячую полемику. Последние две книги, к-рые А. удалось в опубликовать в СССР до отъезда в вынужденую эмиграцию, были пародийно-фантаст. роман «Джин Грин — неприкасаемый» , написанный в соавт. с Овидием Горчаковым и Григорием Поженяном , а также дилогия детской НФ о несуществующем государстве Большие Эмпиреи: «Мой дедушка — памятник» , «Сундучок, в котором что-то стучит» .
Все последующие произв. А. выходили в США ; ряд их был написан еще в СССР. Среди них — единственный серьезный экскурс А. в НФ — роман «Остров Крым» (рус.
1981 — США; 1990 — СССР), в основе к-рого лежит гипотетическое допущение, что Крым является островом, во время гражданской войны не был занят красными и развивался по капиталистическому пути; исправление этого «досадного упущения» в 1980-е гг. и составляет сюжет романа.
Аксенов В. П. биография