Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы
…В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности. Ф. Шиллер Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального обличения. Родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, Михаил Евграфович тем не менее выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. Только смелый, образованный и патриотично настроенный человек мог показать самодержавному строю соринку в государственном оке.
Он очень умно и ловко это проделывал, даже самые высокопоставленные чиновники не могли уличить писателя в критике власти. Что же помогало произведениям Салтыкова-Щедрина пройти жесточайщую цензуру? Прежде всего, это стиль его письма.
Надо обладать большим талантом, чтобы писать эзоповым языком, придающим многозначность произведению, герою, ситуации. «Департамент расхищений и раздач», «Департамент государственных умопомрачений», «гневные движения истории» — эти выражения рождены самой эпохой и произволом, царящим в России. Ничего, кроме саркастической усмешки, они вызвать не могут. Смех Салтыкова-Щедрина — это смех сквозь слезы, горе и страдания.
Ярким примером тому являются «Сказки для детей изрядного возраста». Они написаны в русских народных традициях: действующие лица — животные, проблемы у них небывалые, и, наконец, в каждом произведении заложено поучение читателю. Но вот удивительно, звери точь-в-точь как люди! Рыбы читают журналы, современные Михаилу Евграфовичу, птицы служат в государственных учреждениях, платят налоги, учатся в кадетских корпусах.
Эти несоответствия традициям являются подтверждением своеобразия цикла «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Мельчайшие детали в описании поведения зверей, их образа жизни дают нам понять, что «Сказки» эти написаны о насущных проблемах России середины восьмидесятых годов девятнадцатого века. Но страшно становится, когда осознаешь, как созвучны они нашему времени, спустя сто лет!
В «Сказках» четко прослеживается отношение автора к тому, что происходит в стране. Его сатира направлена против произвола власти и покорности простого обывателя. В сказке «Премудрый пескарь» автор в аллегоричной форме высмеивает пугливого интеллигента, боящегося перемен, происходящих в обществе, и потому стремящегося прожить так, «…чтобы никто не заметил». «Самоотверженный заяц» напоминает нам законопослушного гражданина, не оказывающего сопротивления вероломству верховной власти. Но не во всех «Сказках» Салтыков-Щедрин только обличает. Так, в «Коняге» автор задается вопросом о будущем крестьянства. «Самая жизнь Коняги запечатлена клеймом бесконечности.
Он не живет и не умирает». Проблема эта рассматривается художником и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Произведение это является изобличающим власть имущих в беспомощности: «И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение… — А что, ваше превосходительство, — сказал он радостно, — если бы нам найти мужика?.. Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!» В мужике Салтыков-Щедрин видит единственную силу, способную действовать.
Но на работника тут же находятся два генерала, от которых проку, как от дырявых ведер. Герой, у которого были все возможности скрыться от своих эксплуататоров, что удивительно, не предпринимает никаких действий в свое спасение. Эта бессловесная рабская покорность вызывает гнев писателя.
Нередко для иллюстрации чрезвычайной мерзости ситуации Салтыков-Щедрин использует гротеск. Особенно часто он прибегает к этому художественному приему в повести «История одного города». Краткие характеристики градоначальников — «отцов» города — изобилуют фантастикой и сарказмом. Так, некий город — ничий имел в голове механизм наподобие часов, за что и был прозван «органчиком»; другой же был так охоч до женского пола, что за время своей службы увеличил число жителей города вдвое. Эти строки приводят в ужас читателей, внушают им ненависть к любой власти.
Салтыков-Щедрин — настоящий мастер слова, который использует богатство и образность языка для достижения цели: разбудить мысль и чувства покорного русского человека.
Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы