• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы

 

Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы

…В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности. Ф. Шиллер Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального обличения. Родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, Михаил Евграфович тем не менее выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. Только смелый, образованный и патриотично настроенный человек мог показать самодержавному строю соринку в государственном оке.

Он очень умно и ловко это проделывал, даже самые высокопоставленные чиновники не могли уличить писателя в критике власти. Что же помогало произведениям Салтыкова-Щедрина пройти жесточайщую цензуру? Прежде всего, это стиль его письма.

Надо обладать большим талантом, чтобы писать эзоповым языком, придающим многозначность произведению, герою, ситуации. «Департамент расхищений и раздач», «Департамент государственных умопомрачений», «гневные движения истории» — эти выражения рождены самой эпохой и произволом, царящим в России. Ничего, кроме саркастической усмешки, они вызвать не могут. Смех Салтыкова-Щедрина — это смех сквозь слезы, горе и страдания.

Ярким примером тому являются «Сказки для детей изрядного возраста». Они написаны в русских народных традициях: действующие лица — животные, проблемы у них небывалые, и, наконец, в каждом произведении заложено поучение читателю. Но вот удивительно, звери точь-в-точь как люди! Рыбы читают журналы, современные Михаилу Евграфовичу, птицы служат в государственных учреждениях, платят налоги, учатся в кадетских корпусах.

Эти несоответствия традициям являются подтверждением своеобразия цикла «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Мельчайшие детали в описании поведения зверей, их образа жизни дают нам понять, что «Сказки» эти написаны о насущных проблемах России середины восьмидесятых годов девятнадцатого века. Но страшно становится, когда осознаешь, как созвучны они нашему времени, спустя сто лет!

В «Сказках» четко прослеживается отношение автора к тому, что происходит в стране. Его сатира направлена против произвола власти и покорности простого обывателя. В сказке «Премудрый пескарь» автор в аллегоричной форме высмеивает пугливого интеллигента, боящегося перемен, происходящих в обществе, и потому стремящегося прожить так, «…чтобы никто не заметил». «Самоотверженный заяц» напоминает нам законопослушного гражданина, не оказывающего сопротивления вероломству верховной власти. Но не во всех «Сказках» Салтыков-Щедрин только обличает. Так, в «Коняге» автор задается вопросом о будущем крестьянства. «Самая жизнь Коняги запечатлена клеймом бесконечности.

Он не живет и не умирает». Проблема эта рассматривается художником и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Произведение это является изобличающим власть имущих в беспомощности: «И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение… — А что, ваше превосходительство, — сказал он радостно, — если бы нам найти мужика?.. Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!» В мужике Салтыков-Щедрин видит единственную силу, способную действовать.

Но на работника тут же находятся два генерала, от которых проку, как от дырявых ведер. Герой, у которого были все возможности скрыться от своих эксплуататоров, что удивительно, не предпринимает никаких действий в свое спасение. Эта бессловесная рабская покорность вызывает гнев писателя.

Нередко для иллюстрации чрезвычайной мерзости ситуации Салтыков-Щедрин использует гротеск. Особенно часто он прибегает к этому художественному приему в повести «История одного города». Краткие характеристики градоначальников — «отцов» города — изобилуют фантастикой и сарказмом. Так, некий город — ничий имел в голове механизм наподобие часов, за что и был прозван «органчиком»; другой же был так охоч до женского пола, что за время своей службы увеличил число жителей города вдвое. Эти строки приводят в ужас читателей, внушают им ненависть к любой власти.

Салтыков-Щедрин — настоящий мастер слова, который использует богатство и образность языка для достижения цели: разбудить мысль и чувства покорного русского человека.



Аллегория и гротеск — художественные средства русской литературы

Другие сочинения по теме:

  1. ГРОТЕСК, ЕГО ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ В ИЗОБРАЖЕНИИ ГОРОДА ГЛУПОВА И ЕГО ГРАДОНАЧАЛЬНИКОВ Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество...
  2. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенности Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории...
  3. Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве» Историчность, документальность «Слова…». «Древнерусский читатель не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его выдуман, а герои его никогда...
  4. Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике Начать урок можно с обсуждения слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф. Вопросы для обсуждения Каково основное содержание понятий...
  5. Идейно-художественное своеобразие романа «Господа Головлевы» Жанровые особенности: Каждая глава представляет собой как бы отдельный очерк жизни семейства Головлевых в тот или иной период времени. Публицистичность...
  6. «Серебряный век» русской поэзии: представители и художественные достижения Словосочетание «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX — начала XX ст. Название так по...
  7. Хотя животные, а все-таки цари… Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками «для детей изрядного возраста». На...
  8. Борьба идей вокруг русской литературы Задолго до того как русская литература получила громкий резонанс за рубежом, крупные иностранные писатели, знакомые с нею главным образом по...
  9. Значение творчества Некрасова для русской литературы Воздействие некрасовской поэзии испытали на себе поэты Маяковский, Исаковский, Твардовский, Сурков и др. Глубоко прав был А. В. Луначарский, когда...
  10. Художественные образы в творчестве Салтыкова Художественные образы в творчестве Салтыкова МРАК-ХОЛОД-НОЧЬ. Изображая мертвенность самого головлевского существования, Салтыков широко использует архетипические образы мрака, холода, ночи и...
  11. Набоков и традиции русской классической литературы Набоков, Владимир Владимирович — 23.04.1899 — 12.07.1977, Лозанна, Швейцария — российско-американский писатель. Родился в семье ученого и политика, потомка татарского...
  12. История создания романа «История одного города» Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет...
  13. Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила...
  14. Размышляя над судьбами русской литературы Современная модель художественно-культурного развития уже с самого начала 20-х годов получает специфически национальную окраску и вбирает в себя общегуманистический христианский...
  15. «Горе от ума» первая в истории русской литературы реалистическая комедия Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев и...
  16. Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведении русской литературы У А. и Б. Стругацких странные романы, в которых герои оказываются одинокими среди людей. Их фантастика предельно социальна и неотъемлема...
  17. Пьеса «Носороги» аллегория человеческого общества Пьеса «Носороги» отображение человеческого общества, где озверение людей — закономерный результат социального устройства. Главный герой пьесы — Беранже становится свидетелем...
  18. Александр Сергеевич Пушкин «Солнце» русской литературы Александр Сергеевич Пушкин. Центр русской культуры… Мера нравственных ценностей… О нем написаны сотни монографий, тысячи статей. На что же я,...
  19. Грандиозное здание концепции истории русской литературы Белинский был создателем целостной историко-литературной концепции, охватывавшей в единой картине пути и перепутья истории русской литературы от Ломоносова и Кантемира...
  20. Творчество Пушкина и процесс развития русской литературы Пушкин — великий русский национальный поэт. Он стоит в ряду таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Лев Толстой. Поэзия...
« Антитеза в романе И. А. Тургенева «Отцы и дети»
Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения