Аналитическая психология К. Юнга
Одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя, был Карл Густав Юнг . Свое учение он назвал аналитической психологией. Задача аналитической психологии состояла в том, чтобы раскрыть психический мир личности как естественное целое явление, не ограничиваясь лишь терапией неврозов или изучением интеллекта, его патологических особенностей.
Существо расхождений между Фрейдом и Юнгом сводилось к пониманию природы и форм проявления бессознательного. Если Фрейд в основном изучал «личное» бессознательное, то Юнг открыл более глубокий пласт внутреннего мира человека — родовое, или коллективное бессознательное. В ходе своей психиатрической практики он обнаружил идентичные тексты или видения в поэтических произведениях, в бреде сумасшедших, ритуалах шаманов, в глубоком сне. И это навело его на мысль, что ниже уровня личного бессознательного лежат более древние слои психики, образовавшиеся еще в незапамятные времена формирования человеческого сознания.
По словам Юнга, коллективное бессознательное — это «разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир богов и человеческие существа».
Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов . Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя элемент эмоциональности и перцептивные образы. Например, архетип матери — это всеобщая идея матери с чувственным и образным содержанием собственной матери. Ребенок получает этот архетип уже в готовом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей реальной матери. Все наиболее действенные идеалы представляют собой варианты архетипа, скажем, родина в образе матери или мудрость в образе пожилого мужа.
Архетипы зафиксированы в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляются у современных людей в фантазиях, в символической форме искусства, в сновидениях. Архетипы заставляют человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. С развитием научного понимания мира, как считал Юнг, человек совершенно оторвался от своей глубинной бессознательной основы, потерял связь с природой, он уже не слышит голоса камней, растений, животных.
И только сны еще выносят на поверхность нашу глубинную природу — инстинкты и специфическое мышление, но выражают они свое содержание на языке природы, который человеку уже непонятен.
К. Юнг известен как создатель типологии личности. Основу классификации психологических типов он видел в направленности человека на себя и на объект. В соответствии с этим он различал два устойчивых типа: экстраверт и интроверт. Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию вовне, он естественно и спонтанно проявляет интерес к объекту — другим людям, предметам внешней среды.
Интроверт, напротив, уделяет внимание субъекту, связывает психическую энергию со своим внутренним миром, миром мысли, фантазии, чувства. Наиболее успешно он взаимодействует сам с собой, он замкнут ко всему, что находится вне его.
Кроме этих основных типов Юнг говорит и о дополнительных типах, которые различаются в зависимости от психических функций, господствующих в индивиде: мышления, эмоций, ощущений и интуиции. Мышление и эмоции имеют рациональный характер, а ощущения и интуиция иррациональны. Наша культура способствует в основном развитию ощущений и мышления и пренебрегает развитием эмоций и интуиции, чем лишает человека существенных возможностей адаптации к окружающему миру.
Каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, но одна из них обычно оказывается более развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. В соответствии с ведущей функцией Юнг выделял следующие функциональные типы личности: мыслительный, чувственный, сенсорный и интуитивный.
Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Для него характерно создание интеллектуальных формул, подгонка наличного жизненного опыта под эти формулы. Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин.
Отличительными чертами данного типа являются чувствительность и отзывчивость к нуждам других, переживание эмоциональных межличностных взаимодействий. Сенсорный тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, выглядит устойчивым и земным, подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии. Интуитивный тип привлекает все новое, непонятное, ему свойствен постоянный поток предчувствий.
Всего Юнг в своей работе «Психологические типы» описал восемь возможных типов личности, поскольку каждая из перечисленных выше функций может быть ориентирована либо экстравертно, либо интровертно. В идеале индивид должен полноценно владеть всеми функциями, с тем чтобы давать адекватные ответы на любые жизненные запросы. И хотя в действительности это труднодостижимо, одну из главных задач аналитической психотерапии Юнг видел именно в том, чтобы подвести людей к осознанию данного положения вещей и помочь человеку развить подчиненные функции для достижения психической целостности личности.
Личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, названного Юнгом индивидуацией. Индивидуация позволяет человеку признать и интегрировать все скрытые или игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном уровне, так и на уровне сознания.
Как и Фрейд, Юнг ставил перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Однако если разработанная Фрейдом психоаналитическая теория описывает внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы, описывает его как личность, то аналитическая психология Юнга помогает лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т. е. социальную сторону ее поведения.
Аналитическая психология К. Юнга