Анализ басни Л. Глибова «Щука» (1858 г.)

Тема : изображение суда (его несправедливость и зависимость от господствующих классов) над Щукой, которая совершала разнообразный вред в пруду его жителям и получила приговор вернуться снова в реку.

Идея: осуждение действий судопроизводства, их легкомысленность, бестолковость, а через образ Лисицы — коварства, хитрости, взяточничества.

Основная мысль: «Как не мудрствуй, а правды нигде Концов нельзя похоронить…».

Судьи обязаны действовать согласно законодательству, а не поддерживать заинтересованное лицо (Лисицу).

Сжато сюжет произведения.

Хищной Щуке в суде предъявлено обвинение. Она настолько провинилась («того заела в смерть, второго ободрала»), что ее преступление уже нельзя будет прикрыть — «концов нельзя похоронить». И все же Лисица, как адвокат, чтобы помочь хищнику, предложила судьям «вражескую Щуку утопить». Благосклонность Лисицы определена не только сословной солидарностью:

А слух в роще был такой, Что будто щука и зачастую, Как только сделается темненько, Лисицы и шлет — то щупачка, то сотенку карасиков живеньких или линей хорошеньких…

Судьи прислушались к предложению Лисицы и вынесли соответствующий приговор.

Композиция.

Введение. За преступную деятельность Щуку силком представили к суду. Описание судей. Тайная связь Щуки и Лисицы.

Основная часть. Судебный процесс над Щукой. Вынесен приговор, действие которого приостановлено.

Окончание. Новый приговор судей по предложению Лисички: «В реке вражескую Щуку утопить!» Что и было выполнено.

Обсуждение содержания басни с вопросами:

— Что вам известно о суде как законодательном органе власти?

— Какой вред был причинен Щукой жителям пруда? («Того заела в смерть, второго ободрала»).

— Каких усилий было приложено для того, чтобы поймать Щуку? Как об этом сказано в произведении?

(Толпой в суд притащили, даже чубы мокрые стали…).

— О чем свидетельствует описание судей? Собственные мысли обоснуйте.

— За что упрекали Лисицу относительно ее тайной связи с Щукой?

(Лисице то шлет — это щупачка, То сотенку карасиков живеньких Или линей хорошеньких).

— Почему Лисица в суде с одной стороны предложила страшное наказание Щуке, а с другой ей помогла?

— Чем объяснить то, что судьи во время вынесения приговора Щуке, послушались Лисицу? Собственные соображения обоснуйте.

— А над кем бы вы осуществили суд в произведении? Свою мысль мотивируйте.

— Что имел в виду Л. Глибов, высказывая следующее: «Как не мудрствуй, а правды нигде нельзя похоронить…?».

— Из-за чего, на ваш взгляд, в басне не указано, кто конкретно подал «бумагу» в суд на Щуку? Личные мысли обоснуйте.

— Чему нас учит эта басня? Чем она актуальна и сегодня?