Анализ басни Л. Глибова «Щука» (1858 г.)
Тема : изображение суда (его несправедливость и зависимость от господствующих классов) над Щукой, которая совершала разнообразный вред в пруду его жителям и получила приговор вернуться снова в реку.
Идея: осуждение действий судопроизводства, их легкомысленность, бестолковость, а через образ Лисицы — коварства, хитрости, взяточничества.
Основная мысль: «Как не мудрствуй, а правды нигде Концов нельзя похоронить…».
Судьи обязаны действовать согласно законодательству, а не поддерживать заинтересованное лицо (Лисицу).
Сжато сюжет произведения.
Хищной Щуке в суде предъявлено обвинение. Она настолько провинилась («того заела в смерть, второго ободрала»), что ее преступление уже нельзя будет прикрыть — «концов нельзя похоронить». И все же Лисица, как адвокат, чтобы помочь хищнику, предложила судьям «вражескую Щуку утопить». Благосклонность Лисицы определена не только сословной солидарностью:
А слух в роще был такой, Что будто щука и зачастую, Как только сделается темненько, Лисицы и шлет — то щупачка, то сотенку карасиков живеньких или линей хорошеньких…
Судьи прислушались к предложению Лисицы и вынесли соответствующий приговор.
Композиция.
Введение. За преступную деятельность Щуку силком представили к суду. Описание судей. Тайная связь Щуки и Лисицы.
Основная часть. Судебный процесс над Щукой. Вынесен приговор, действие которого приостановлено.
Окончание. Новый приговор судей по предложению Лисички: «В реке вражескую Щуку утопить!» Что и было выполнено.
Обсуждение содержания басни с вопросами:
— Что вам известно о суде как законодательном органе власти?
— Какой вред был причинен Щукой жителям пруда? («Того заела в смерть, второго ободрала»).
— Каких усилий было приложено для того, чтобы поймать Щуку? Как об этом сказано в произведении?
(Толпой в суд притащили, даже чубы мокрые стали…).
— О чем свидетельствует описание судей? Собственные мысли обоснуйте.
— За что упрекали Лисицу относительно ее тайной связи с Щукой?
(Лисице то шлет — это щупачка, То сотенку карасиков живеньких Или линей хорошеньких).
— Почему Лисица в суде с одной стороны предложила страшное наказание Щуке, а с другой ей помогла?
— Чем объяснить то, что судьи во время вынесения приговора Щуке, послушались Лисицу? Собственные соображения обоснуйте.
— А над кем бы вы осуществили суд в произведении? Свою мысль мотивируйте.
— Что имел в виду Л. Глибов, высказывая следующее: «Как не мудрствуй, а правды нигде нельзя похоронить…?».
— Из-за чего, на ваш взгляд, в басне не указано, кто конкретно подал «бумагу» в суд на Щуку? Личные мысли обоснуйте.
— Чему нас учит эта басня? Чем она актуальна и сегодня?
Анализ басни Л. Глибова «Щука» (1858 г.)