Анализ литературно-художественного произведения
Анализируя художественное произведение, нужно различать идейное содержание и художественную форму.
А. Идейное содержание включает:
1. Тематику произведения — избранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии.
2. Проблематику — наиболее важные для автора свойства и стороны уже отображенных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении.
3. Пафос произведения — идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос — высочайшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, который раскрывается в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены на реализацию высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободную работу людей, борьба за мир. Когда автор показывает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое разногласие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически непостоянны. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека вражеским обстоятельствам.
Трагическому характеру всегда присуща исключительная этическая высота и значимость. Так, отличия характеров Екатерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» А. Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса. Большое значение в искусстве ХІХ-ХХ столетий приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значимость стремления личности к универсальному идеалу, который эмоционально предполагается.
К романтическому близкий сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса имеют утверждающее начало и реализуют возвышенно как основную, иак и наиболее общую эстетичную категорию. Общей эстетичной категорией возражения отрицательных тенденций является категория комического. Комическое — это форма жизни, которая претендует на значимость, но исторически отжила свое положительное содержание и потому вызывает смех. Комические разногласия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное возражение социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Высмеивание комических разногласий в этично-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к тому, что изображено. Высмеивание может быть как спорным, так и таким, что утверждает данное разногласие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно разнообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая улыбка, гомерический хохот.
Б. Художественная форма включает:
1. Детали наглядной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и язык (монологи и диалоги), бытовую обстановку, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и просторе).
2. Композиционные детали: порядок, способ и мотивировки, описание изображаемой жизни, авторские размышления, отступления, вставные эпизоды, обрамления (композиция образа — соотношение и расположение наглядных деталей в пределах отдельного образа).
3. Стилистические детали: образосоздающие и выразительные детали авторского языка, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтического языка в целом.
Анализ литературно-художественного произведения