Анализ пьесы «Последний решительный»
В пьесе «Последний решительный» (1931) устами Вестника драматург обращался к зрителям: «Враг в первый же час войны ударит по городам с воздуха. Вы, граждане, умеете затемнять свои дома?.. Нужно уметь, чтобы жить». Пьеса рассказывает о возможном начале новой войны. Пограничная застава первой принимает на себя удар. И вместе с небольшим отрядом, пришедших на помощь матросов все гибнут в неравной схватке.
Рапповская критика поспешила обвинить автора в чрезмерной трагичности ситуации, в нагнетании атмосферы жертвенности. Не лишенная недостатков пьеса, тем не менее имела мобилизующее значение; драматург выступил против облегченно-идеализированной трактовки темы, полемически заострив спор о путях развития современного искусства.
Пьесе «Последний решительный» близко и следующее произведение Вишневского — «На Западе бой» (1931), названное автором «публицистической трагедией». В центре ее — события в Германии, предшествующие приходу к власти Гитлера. В нашей драматургии это была первая антифашистская пьеса. Художественно она во многом несовершенна (критика отмечала схематизм в изображении положительных героев, перенасыщение ее действующими лицами и др.), но политические акценты были безупречны. Пьеса разоблачала сущность фашизма, предостерегала против той страшной опасности, которую он нес миру.
Драматические произведения на оборонную, военно-патриотическую тему отличало разнообразие жанровых решений. Если Вс. Вишневский использовал преимущественно приемы, условно говоря, репортажно-публицистической пьесы, то другие авторы шли иными путями. Так, например, А. Афиногенов свою пьесу «Салют, Испания!» (1936), посвященную трагическим дням гражданской войны на Пиренейском полуострове, не только назвал романтической драмой, но и строго выдержал ее в обусловленных жанровых границах.
Тема патриотизма, чувства гордости за причастность к судьбам многовековой истории России, приобретавшая все большее значение в предвоенные годы, нашла воплощение также в ряде исторических пьес, наиболее значительными из которых были «Фельдмаршал Кутузов» («1812 год», 1939) В. Соловьева и «Полководец Суворов» (1939) И. Бахтерева и А. Разумовского. Обращение к истории родины, утверждение идеи воинской доблести и славы, защиты отечества в пору лихолетья — явление закономерное. Подвиг народа в прошлом всегда находил и находит горячий отклик у потомков, это нетленное духовно-нравственное достояние, которое передается от поколения к поколению, зажигая в сердцах священный огонь любви и ненависти.
Анализ пьесы «Последний решительный»