Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
«Двенадцать» — вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось в области поэзии за революцию. С. Н. Булгаков Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда, когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.
Поэма написана в исключительный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов. Композиционная особенность: она построена по принципу кольца.. В первых и последних главах — городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.
В первой главе можно услышать многоголосие: «- Ох, Матушка-Заступница! — Ох, большевики загонят в гроб!.. — Предатели! — Погибла Россия… — Уж мы плакали, плакали…» В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»: «- Кто еще там? Выходи!.. — Кто в сугробе — выходи!.. — Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..» Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы — старушка, барыни в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга,- только он появляется в заключительной главе.
Попробуем разобраться почему. После первой главы пес появится в девятой: «Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес.» Известно, что к «буржуа» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами — мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос — теноришка — раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр.
Везде он.. Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой перебили мысли…» — это дневниковая запись февраля 1918 года.
Спутником буржуа Блок делает пса, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй — это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальная главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес — Христос.
Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической. Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой — «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади — голодный пес…
Впереди — Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому. Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать»