Анализ повести «Простодушный», сочинение
Философская повесть «Простодушный» впервые увидела свет в 1767 году. В ней Вольтер обратился к проблеме закостенелости общественных моральных норм, существовавших в период процветания французского абсолютизма. Центральной фигурой, вступающей в конфликт с современностью, автор делает «естественного человека» Руссо — двадцатидвухлетнего юношу, француза по происхождению, но гурона по воспитанию.
Выросший среди диких канадских индейцев, главный персонаж повести носит говорящее имя — Простодушный. Так героя назвали в Англии за его чистосердечность и поступки, совершаемые на основе «естественного», а не выдуманного обществом, законодательного права. В первой половине повести художественный образ Простодушного носит ярко выраженный комический характер. Молодой человек, руководствующийся прямым восприятием мира, хочет креститься в реке, как это делали библейские персонажи из прочитанного им «Нового завета», мечтает о свадьбе со своей крестной матерью, прелестной Сент-Ив, и ни в какую не желает понимать, почему он не может женится на девушке, которая согласна стать его женой. Вторая половина произведения делает Простодушного фигурой трагической.
Приобщившийся в тюрьме к наукам и искусствам, молодой человек, не лишаясь своей природной доброты, начинает проникать в сущность окружающего его французского общества.
Несколько глав, описывающих развитие умственных способностей главного героя, придают повести черты романа воспитания. Быстрое и правильное восприятие Простодушным культурной и научной информации Вольтер напрямую связывает с его «дикарским воспитанием», оградившим персонажа от «предрассудков»: «Он видел вещи такими, каковы они есть, меж тем как мы видим их всю жизнь такими, какими они не бывают».
Философия жизни раскрывается французским просветителем, во многом, посредством категории иронии. Беззлобный юмор и жесткая сатира идут рука об руку, делая философскую повесть еще и комедийной. В то время как образ молодого гурона вызывает у читателя добродушную, понимающую улыбку, описание представителей общества Нижней Бретани воспринимается, в лучшем случае, анекдотически. Дядя Простодушного, аббат де Керкабон, описывается Вольтером как большой любитель почитать Рабле после погружения в труды блаженного Августина. Его сестра, 45-летняя старая дева, изображается женщиной, которую задевает невнимание к ней мужчин — в начале английских моряков, затем юного гурона.
Высоко просвещенное французское общество показывается как шумное сборище людей, говорящих и перебивающих друг друга одновременно.
Единственный персонаж, над которым автор лишь слегка подтрунивает, — возлюбленная Простодушного, м-ль де Сент-Ив. В повести она выступает как лицо сюжетообразующее: любовь к ней гурона, его последующие приключения и ее самоотверженный, трагический поступок становятся централью повествования, на которую нанизываются все остальные события. Грехопадение девушки позволяет автору показать истинное лицо французского благонравия: все придворные должности, все военные чины и награды покупаются в нем не ценой личной самоотверженности, а красотой и юностью жен.
Религиозно-политическая ситуация, сложившаяся во Франции к концу XVII века, раскрывается Вольтером через эпизод посещения Простодушным небольшого, практически обезлюдевшего городка Сомюр. Бегущие из него протестанты рассказывают герою о своих злоключениях и недальновидности политики Людовика XIV, решившего поддержать ненавидящего его Римского Папу, а не свой народ — пусть и другой веры.
Философская повесть «Простодушный» — прекрасный литературный образец эпохи Просвещения, развенчивающий заблуждения своего времени.
Анализ повести «Простодушный», сочинение