• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Анализ рассказа А. П. Чехова «Размазня»

 

Анализ рассказа А. П. Чехова «Размазня»

Рассказ А. П. Чехова «Размазня» был написан в 1888 году — в тот период, когда писатель начинал переходить от «мелкой» работы в жанре юморески в «область серьеза». Данный рассказ, на мой взгляд, наглядное тому подтверждение. Действительно, незначительный, казалось бы, эпизод из жизни хозяина и гувернантки его детей превращается под пером Чехова в клубок важных нравственных и социальных вопросов. Сюжет рассказа прост и основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой.

Он вызывает милую, безропотную Юлию Владимировну для того, чтобы «посчитаться». Важно, что это слово в контексте рассказа приобретает несколько значений. Итак, рассказчик хочет выдать гувернантке жалованье.

Но сначала нужно посчитать, сколько он ей должен за два месяца, пока та у него работала. С самых первых фраз хозяин-рассказчик начинает издеваться над бедной девушкой. Он «снижает» ей жалованье на десять рублей, и говорит, что готов платить всего лишь тридцать вместо сорока рублей. Затем этот человек «сокращает» количество дней, которые Юлия Владимировна проработала у него.

Чем дальше, тем наглее и циничнее становится рассказчик. И на все, очень робкие, возражения гувернантки у него есть один, «железный», аргумент — «У меня записано…» А как же ведет себя Юлия Владимировна, видя, что хозяин поступает с ней несправедливо и жестоко? Поначалу девушка пыталась возражать рассказчику: она уточняет, что соглашалась работать за сорок рублей; что она проработала уже два месяца и пять дней и тому подобное. Но хозяин непреклонен — у него «так записано».

Далее, когда рассказчик начинает переходить всякие границы — начинает вычитать из жалованья гувернантки выходные дни, дни ее болезни, праздники и другие «мелочи», Юлия Владимировна совершенно сникает — она видит, что ее и без того жалкая заработная плата тает на глазах. Казалось бы, она должна возмутиться, как-то мобилизоваться и начать отстаивать свои права. Но не тут-то было! Не только мы, но и рассказчик пристально наблюдает за девушкой: «Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..», «Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой.

Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..» Только один раз героиня пыталась восстановить истину. Когда хозяин сказал, что она брала у него десять рублей, которые он непременно вычтет из ее оставшихся «крох», Юлия Владимировна шепотом воспротивилась: «Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна».

Однако «убийственный» довод «у меня все записано» снова «закрыл ей рот». По мере развития этого поистине страшного диалога напряжение все усиливается. Рассказчик пытается понять, до каких пор эта девушка будет терпеть, видя, как работодатель ее обворовывает, что еще она готова вынести, чтобы не лишиться работы.

Он все больше «наглеет и наглеет», доводит девушку практически до слез, но она молчит! Мало того, когда от восьмидесяти рублей, положенных ей по праву, хозяин оставляет лишь одиннадцать, гувернантка принимает их не ропща: «И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман».

Больше того, Юлия Владимировна благодарит хозяина: «- Merci, — прошептала она». Вот тут нервы рассказчика не выдерживают. Разозленный такой безропотностью, он вскакивает и почти набрасывается на гувернантку: «…ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?» Но получает страшный ответ — «в других местах мне и вовсе не давали…» Герой винит Юлию Владимировну, ее характер , ее психологию жертвы.

Он говорит, что преподнес этой девочке жестокий урок, чтобы она была на этом свете «позубастей», и отдает все ее жалованье сполна. Однако выражение лица героини наводит рассказчика на более глубокие размышления. Он понимает, что не только, и, может быть, не столько виновата сама Юлия Владимировна, сколько несправедливое социальное устройство, жестокие законы российского общества.

Девушки, не имеющие средств, вынуждены зарабатывать себе на хлеб собственным трудом. Но права их на защищены российским законом, а душа их и сердце не защищены от развращенных богатством и безнаказанностью «состоятельных господ». Таким образом, в этом рассказе Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека».

В «Размазне» он говорит не только о гувернантках, русских женщинах, но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню». Финальные строки рассказа, как нельзя лучше, подтверждают эту мысль: «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!»



Анализ рассказа А. П. Чехова «Размазня»

Другие сочинения по теме:

  1. «Размазня», анализ рассказа Чехова Рассказ Антона Павловича Чехова «Размазня» был создан писателем в 1888 году. Этот был тот период, когда автор стал постепенно переходить...
  2. Анализ рассказа Чехова Размазня Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А. П. Чехова «Размазня». В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный...
  3. Анализ рассказа А. П. Чехова «Страх» Рассказ А. П. Чехова «Страх» имеет подзаголовок — «Рассказ моего приятеля». Тем самым, я думаю, автор сразу настраивает нас, что...
  4. Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином «Дом с мезонином» — рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о...
  5. Анализ рассказа Чехова Пари Рассказ Пари написан Чеховым за шесть лет до своей смерти. Он знал, что жить ему осталось немного, и последние его...
  6. Анализ рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» Сюжет рассказа «Попрыгунья» построен так, что вначале ничто не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, вышедшая замуж за доктора Дымова, окружена...
  7. Анализ рассказа А. П. Чехова «О любви» Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Ранее в том...
  8. Анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов на примере друзей детства высмеивает такие человеческие пороки, как чиннопоклонство и лицемерие. Два друга...
  9. «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник» был опубликован впервые в июле 1885 года в «Петербургской газете». Он продолжает линию чеховских миниатюр,...
  10. Анализ рассказа Чехова Мальчики Написанный в 1887 году, опубликованный в «Петербургской газете», рассказ А. П. Чехова «Мальчики», является продолжением знаменитого цикла рождественских рассказов. Как...
  11. Анализ рассказа Чехова Тоска А. П. Чехов — психолог человеческих душ. Читая его произведения, понимаешь, какая тонкая материя — душа человека. Трагизм переживаний не...
  12. Анализ рассказа Чехова Палата № 6 Своим потрясающим талантом писать удивительные истории, способные задеть за живое, Антон Павлович Чехов поражает умы читателей. Зачастую бывшего врача волновали...
  13. Анализ рассказа Чехова Ионыч Рассказ Антона Чехова » Ионыч » был подвергнут сильной критике. Сразу после публикации в 1898 год, в сторону произведения посыпались...
  14. Анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий», план Произведение «Толстый и тонкий» по жанру является рассказом. В нем проявляются отличительные черты стиля Чехова: емкость, лаконичность, выразительные детали, быстрое...
  15. «Попрыгунья», анализ рассказа Чехова Рассказ «Попрыгунья» был написан Чеховым в 1892 году. Главная героиня — Ольга Ивановна выходит замуж за Осипа Степановича Дымова. На...
  16. «В аптеке», анализ рассказа Чехова История создания Рассказ «В аптеке» был напечатан в отделе «Летучие заметки» в «Петербургской газете» за 6 июля 1885 г. У...
  17. «Гриша», анализ рассказа Чехова История создания Рассказ «Гриша» был напечатан в журнале «Осколки» №14 в 1886 г. Тема рассказа подсказана Билибиным, который предложил Чехову...
  18. Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» Когда я пробую представить себе Беликова, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке. Человек в футляре… Какое, казалось...
  19. «Счастье», анализ рассказа Чехова Этот рассказ А. П. Чехова по жанровой стилистике принято относить к Бытовым притчам. Такая форма передачи главного часто используется в...
  20. Краткое содержание рассказа Чехова «Дом с мезонином» Рассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой...
« Басня И. А. Крылова «Обоз»
Духовные стремления князя Андрея Болконского »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения