Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»
Разработок, посвященных рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале «Литература в школе» № 6 за 1996 год. И статья Т. Т. Левашовой «Пока не поздно», и работа Н. И. Гусаковой «За добро плати добром» дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, — потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьезность проступка и дальнейшую судьбу героини.
Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.
Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях , но и осмысление важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщенность близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого — трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьезный разговор о серьезных проблемах, разговор, который бы дошел до каждого.
Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.
На Первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, еще раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание легкости повествования с серьезностью темы, указываем на те приемы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, «очеловечивание» поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаем глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К. Г. Паустовского.
Рассказывая об истории создания рассказа «Телеграмма», обращаюсь к «Золотой розе», особо подчеркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьей, данной в учебнике: она еще раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского — умение воссоздавать жизнь во всей ее полноте, «заряжать» страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.
Если остается время, рассказ начинаем читать на уроке . Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.
План-конспект второго урока
«…Никого в жизни нет и не будет родней…»
Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское — в камне.
Начинаю урок с вопросов.
— А что такое телеграмма? Вам приходилось получать ее? Представьте такой момент — что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово «телеграмма» рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа?
Какие предчувствия создаются за счет названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они свое предназначение? Так стоило ли их упоминать?
Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?
Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.
Мы встречались с Паустовским — мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? Но пейзажные зарисовки в нем есть, хотя очевидна их иная роль, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока — определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.
Работа с пейзажными фрагментами
— В какие моменты повествования наиболее ярко вплетен пейзаж? Сразу отмечаем тот факт, что все указанные фрагменты тесно связаны с главными героинями. Посмотрим, как строятся эти эпизоды. Работая по группам, ученики находят и выписывают определения, использованные автором, указывают те предметные детали, на которых остановлено наше внимание . Все вместе обдумываем результат этой работы: осенний пейзаж холоден и бесприютен, чаще всего автор использует слово «холодный».
Почему? Можно это определение считать эпитетом?
А какие детали выделяет, подчеркивает автор? Одинокий подсолнух, озябший клен, позабытые звезды — вот приметы этой холодной осени. Через какой прием они показаны?
Зачем автор обращается к олицетворению? Так какое же ощущение создает пейзаж? Что вбирает в себя холод осени? Какие два определения связаны у Паустовского?
Делаем первый вывод: пейзаж передает состояние героев, он психологичен по своей сути.
Судьбы Катерины Петровны и Насти
— Как представлена в рассказе история старой женщины?
За счет каких еще деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? Работаем с интерьерными описаниями, отмечаем слепоту и почти полное отсутствие голоса. Но разве рядом со старушкой совсем никого нет? Рядом люди, заботящиеся о ней, — Тихон и Манюшка. Почему не спасает их помощь героиню?
Понимают ли они ее? Можно ли им рассказать о том, что в душе? Она и не пытается, они только жалеют ее, но близкими их назвать нельзя.
Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддается пересказу? Зачем и здесь нужно упоминание о саде? Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? Может, верна оценка Тихона?
Что значит «пустельга»? Согласны с его словами?
А как, по-вашему, автор согласен? Вспомните историю создания рассказа: городская жизнь Насти — это единственное, что домыслено автором. Зачем, раз все оценки даны? Давайте еще раз вспомним страницы, посвященные Насте.
Чем она занята, как подходит к делу? Она искренне заботится о людях? Почему не обижается на капризы художника? Разве человек равнодушный увидит это, сумеет понять? Вдумайтесь в строки, рассказывающие о получении письма и телеграммы: почему автором создан такой фон — речь о внимании к людям и усмешка Гоголя?
Это пробуждение совести или еще и осознание чего-то особого? Может, помогут описания, связанные с Настей? Те же звезды в момент прозрения, та же пустота в доме, когда она опоздала.
А портрет девушки: ничего знакомого не видите? «Холодные глаза». Что это значит? Это эпитет, который можно пояснить через ряд синонимов. Но у К. Г. Паустовского это слово связывалось с определением «одинокий»! Помните: пустой — холодный — одинокий…
Есть подтверждение этой связи в истории Насти? «Нет, и никого не будет роднее…» Это правда? На что же обрекла себя Настя? Почему?
Неужели детское сердце — в камне? Почему так часто мы не можем или не хотим понять самых близких людей? В чем еще можно увидеть роль пейзажа, если вспомнить о связях, выявленных нами? Может, перед нами своеобразное предупреждение?
Может, смысл названия, вызывающего тревогу, в этом?
Оценка финала и выводы по уроку
Изменился ли пейзаж к финалу рассказа? Зачем нужна новая героиня в конце? Ее глазами мы видим похороны и по-другому оцениваем окружающий мир. Что видит учительница, с чем остается?
С чем осталась Настя? Кто мог бы помочь и простить ее, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы ее? Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.
Так к кому обращена телеграмма? О чем она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.
Дома : обсудите урок с родными, ответьте на вопрос: «Что я услышал в телеграмме от Паустовского?»
Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»