• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»

 

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Разработок, посвященных рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале «Литература в школе» № 6 за 1996 год. И статья Т. Т. Левашовой «Пока не поздно», и работа Н. И. Гусаковой «За добро плати добром» дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, — потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьезность проступка и дальнейшую судьбу героини.

Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.

Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях , но и осмысление важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщенность близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого — трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьезный разговор о серьезных проблемах, разговор, который бы дошел до каждого.

Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.

На Первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, еще раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание легкости повествования с серьезностью темы, указываем на те приемы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, «очеловечивание» поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаем глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К. Г. Паустовского.

Рассказывая об истории создания рассказа «Телеграмма», обращаюсь к «Золотой розе», особо подчеркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьей, данной в учебнике: она еще раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского — умение воссоздавать жизнь во всей ее полноте, «заряжать» страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.

Если остается время, рассказ начинаем читать на уроке . Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.

План-конспект второго урока
«…Никого в жизни нет и не будет родней…»

Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское — в камне.

Начинаю урок с вопросов.

— А что такое телеграмма? Вам приходилось получать ее? Представьте такой момент — что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово «телеграмма» рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа?

Какие предчувствия создаются за счет названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они свое предназначение? Так стоило ли их упоминать?

Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.

Мы встречались с Паустовским — мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? Но пейзажные зарисовки в нем есть, хотя очевидна их иная роль, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока — определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

Работа с пейзажными фрагментами

— В какие моменты повествования наиболее ярко вплетен пейзаж? Сразу отмечаем тот факт, что все указанные фрагменты тесно связаны с главными героинями. Посмотрим, как строятся эти эпизоды. Работая по группам, ученики находят и выписывают определения, использованные автором, указывают те предметные детали, на которых остановлено наше внимание . Все вместе обдумываем результат этой работы: осенний пейзаж холоден и бесприютен, чаще всего автор использует слово «холодный».

Почему? Можно это определение считать эпитетом?

А какие детали выделяет, подчеркивает автор? Одинокий подсолнух, озябший клен, позабытые звезды — вот приметы этой холодной осени. Через какой прием они показаны?

Зачем автор обращается к олицетворению? Так какое же ощущение создает пейзаж? Что вбирает в себя холод осени? Какие два определения связаны у Паустовского?

Делаем первый вывод: пейзаж передает состояние героев, он психологичен по своей сути.

Судьбы Катерины Петровны и Насти

— Как представлена в рассказе история старой женщины?

За счет каких еще деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? Работаем с интерьерными описаниями, отмечаем слепоту и почти полное отсутствие голоса. Но разве рядом со старушкой совсем никого нет? Рядом люди, заботящиеся о ней, — Тихон и Манюшка. Почему не спасает их помощь героиню?

Понимают ли они ее? Можно ли им рассказать о том, что в душе? Она и не пытается, они только жалеют ее, но близкими их назвать нельзя.

Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддается пересказу? Зачем и здесь нужно упоминание о саде? Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? Может, верна оценка Тихона?

Что значит «пустельга»? Согласны с его словами?

А как, по-вашему, автор согласен? Вспомните историю создания рассказа: городская жизнь Насти — это единственное, что домыслено автором. Зачем, раз все оценки даны? Давайте еще раз вспомним страницы, посвященные Насте.

Чем она занята, как подходит к делу? Она искренне заботится о людях? Почему не обижается на капризы художника? Разве человек равнодушный увидит это, сумеет понять? Вдумайтесь в строки, рассказывающие о получении письма и телеграммы: почему автором создан такой фон — речь о внимании к людям и усмешка Гоголя?

Это пробуждение совести или еще и осознание чего-то особого? Может, помогут описания, связанные с Настей? Те же звезды в момент прозрения, та же пустота в доме, когда она опоздала.

А портрет девушки: ничего знакомого не видите? «Холодные глаза». Что это значит? Это эпитет, который можно пояснить через ряд синонимов. Но у К. Г. Паустовского это слово связывалось с определением «одинокий»! Помните: пустой — холодный — одинокий…

Есть подтверждение этой связи в истории Насти? «Нет, и никого не будет роднее…» Это правда? На что же обрекла себя Настя? Почему?

Неужели детское сердце — в камне? Почему так часто мы не можем или не хотим понять самых близких людей? В чем еще можно увидеть роль пейзажа, если вспомнить о связях, выявленных нами? Может, перед нами своеобразное предупреждение?

Может, смысл названия, вызывающего тревогу, в этом?

Оценка финала и выводы по уроку

Изменился ли пейзаж к финалу рассказа? Зачем нужна новая героиня в конце? Ее глазами мы видим похороны и по-другому оцениваем окружающий мир. Что видит учительница, с чем остается?

С чем осталась Настя? Кто мог бы помочь и простить ее, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы ее? Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому обращена телеграмма? О чем она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.

Дома : обсудите урок с родными, ответьте на вопрос: «Что я услышал в телеграмме от Паустовского?»



Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание рассказа Паустовского «Рождение рассказа» Ы Писатель Муравьев сочинял для одного из московских журналов рассказ о труде, но у него ничего не выходило. Муравьеву казалось,...
  2. Лиризм в произведениях Паустовского Лиризмом проникнуто описание природы в произведениях Паустовского. Он помогает читателям почувствовать «сказку жизни». «…Если после этого маленького рассказа вам приснится...
  3. Краткое содержание рассказа Паустовского «Теплый хлеб» Командир кавалеристского отряда оставил в деревне коня, раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат, мельница которого давно...
  4. Пейзаж в произведениях Паустовского Если принять во внимание, что этим пейзажем начинается один из военных рассказов 1944 года , то что уж говорить о...
  5. «Каштанка», анализ рассказа Чехова Антон Павлович Чехов специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался,...
  6. Анализ рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни...
  7. «Счастье», анализ рассказа Чехова Этот рассказ А. П. Чехова по жанровой стилистике принято относить к Бытовым притчам. Такая форма передачи главного часто используется в...
  8. Анализ рассказа «Судьба человека» В послевоенные годы художнику не дает покоя тревожная память войны. Развивая опыт отечественной батальной классики, лучшие традиции советской литературы, Шолохов...
  9. Краткое содержание «Золотой розы» Паустовского Драгоценная пыль Мусорщик Жан Шамет убирает ремесленные мастерские в парижском предместье. Служа солдатом во время мексиканской войны, Шамет заболел лихорадкой,...
  10. Л. Н. Толстой. «После бала»: антитеза как способ выражения идеи рассказа Цель: обогатить знания учащихся об антитезе; работа над языковым воплощением антитезы и сопоставлением материала произведения; совершенствовать навыки работы с текстом...
  11. Лирический анализ рассказа Чехова «Степь» В 80-х годах Чехов искал спасения от своего пессимизма в толстовщине (позже, к 1894г Чехов, не найдя с помощью толстовщины...
  12. Композиция и смысл рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно...
  13. Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» Когда я пробую представить себе Беликова, мне видится человечек, запертый в тесной маленькой черной коробочке. Человек в футляре… Какое, казалось...
  14. Тема рассказа Чехова «Толстый и тонкий» Тема рассказа — встреча двух бывших одноклассников, «двух приятелей: один толстый, другой тонкий». В экспозиции (первый абзац) автор предлагает читателю...
  15. Краткое содержание и композиция рассказа Е. Суворова «Уехала» Произведение Е. Суворова «Уехала», написанное в 1986 году, появилось в третьем выпуске сборника «Иркутский рассказ» Восточно-Сибирского книжного издательства в 1991...
  16. Анализ рассказа Куприна Ю-ю Речь идет об умной, очаровательной кошке. Это доброе, отзывчивое, поражающее своими повадками животное. Коричневая, пушистая кошечка, понравилась мальчику и получила...
  17. Краткое содержание «Повести о жизни» Паустовского Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал «Остров сокровищ» Стивенсона. Сестра Галя сидела рядом и тоже читала. Ее...
  18. Работа над содержанием рассказа Н. М. Артюховой «Большая береза» 1. Работа по разделу «Предварительное чтение» 2. Беседа по содержанию текста (Учащиеся обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя: Понравился...
  19. Краткое содержание рассказа В. Г. Короленко «Сон Макара» Макар — главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое произведение к «святочным рассказам». Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ...
  20. Герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач. Его история — постепенное превращение внутренне подвижного, живого человека в монстра равнодушия. Жизнь И. прослеживается...
« «Микроскоп» краткое содержание рассказа Шукшина
Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения