Анализ романа «Чрево Парижа» Эмиля Золя
Роман «Чрево Парижа» был написан Эмилем Золя в 1873 году. В нем французский писатель показал трагедию жизни одного человека и естественное течение жизни целой группы людей, связанных одним и тем же районом Парижа — Центральным рынком. Роман стал третьим произведением в литературном цикле «Ругон-Маккары», состоящим из двадцати самостоятельных крупных историй.
В «Чреве Парижа» к семейству Ругон-Маккаров принадлежит одна из главных героинь — красавица Лиза, жена владельца колбасной Кеню и невестка Флорана.
Свое название роман получил по основному месту действия — новому Центральному рынку, выстроенному в Париже за время семилетнего отсутствия главного героя. Случайно взятый на взбунтовавшихся 2 декабря 1851 года парижских улицах, Флоран бежит из ссылки домой, кажется, с единственной мыслью — найти своего младшего брата Кеню и продолжить так нелепо оборвавшуюся жизнь добропорядочного гражданина. С первых же страниц романа читатель вместе с главным героем окунается в пищевое великолепие «чугунного колосса». Умирающий от голода, Флоран въезжает в Париж на «ложе из овощей» г-жи Франсуа.
Первая прогулка по французской столице оборачивается для молодого человека истинными пытками — он постоянно вынужден наблюдать аппетитную россыпь земных плодов, главным из которых является капуста. Несмотря на весь свой натурализм, Золя описывает этот овощ весьма живописно: он сравнивает капустные листья с «зеленым бархатом», вилки — с «огромными розами» и «бомбами из тусклого металла».
На протяжении всего романа французский писатель последовательно обращается к той или иной продуктовой теме. Каждый из героев предстает в своем пищевом окружении. Золя подробнейшим образом описывает ассортимент продукции. Художественная характеристика персонажей во многом дается по тому, что они продают.
В «бритой физиономии» колбасника Кеню отмечается «отдаленное сходство с поросячьим рылом»; сын рыбницы Луизы Меюден с младенчества играет среди рыбы и как «верткий малек барабульки» постоянно лезет в воду; продающая цветы девочка-найденыш Кадина «сама была теплым, живым букетом»; «подлые речи» мадемуазель Саже и г-жи Лекер сродни сырам, которые «нестерпимо смердят» в лавке последней.
Большинство торговцев Центрального рынка представляют собой класс мелкой буржуазии, довольной своим существованием и благодарящей за него Империю. Их жизненная позиция наиболее полно отражена в рассуждениях Лизы о том, что главное — это честно трудиться и никому не причинять зла. Сытым, заплывшим жиром торговцам в романе противопоставлен кружок революционеров, который возглавляет Флоран. Не найдя себя в роли рыбного инспектора, бывший ссыльный решает посвятить свою жизнь революционному делу.
Главный герой мечтает изменить окружающий мир, но не учитывает одного простого факта: он — не убийца. Лучше всего внутреннюю суть Флорана определяет его близкий друг, художник Клод Лантье, называя его «политиком-мечтателем». И действительно: несостоявшийся юрист и бывший школьный учитель при всей своей революционной настроенности не в состоянии вынести даже сцены умерщвления голубей.
При этом основная масса торговцев Центрального рынка спокойно относится к свежеванию туш, оценке правильной консистенции крови и работе со свежим мясом. Как истинный натуралист, Золя в мельчайших подробностях описывает неприглядные эпизоды рыночной жизни — приготовление кровяной колбасы, крабов с оторванными лапами, вонь и смрад рыбного павильона в жаркие летние дни.
Центральный рынок — он же Чрево Парижа — становится в романе символом «устойчивого пищеварительного счастья», «скрытой опорой Империи». Вытолкнув из себя чужеродный элемент в виде Флорана, Центральный рынок продолжает свою размеренную жизнь.
Анализ романа «Чрево Парижа» Эмиля Золя