Анализ романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», план
«Тихий Дон» — одно из самых известных произведений М. Шолохова. Роман , как и некоторые другие произведения писателя, вызвал ожесточенные споры по поводу его авторства. Одним из наиболее веских аргументов против Шолохова стал возраст — писать роман он начал в двадцать лет. А между тем идеи в романе настолько глубоки, полны мудрости, разумности и проницательности, что поневоле удивляет, как все это, а также обширнейший запас знаний, могли сочетаться в столь юном авторе.
И тем не менее роман существует как яркое отражение в литературе страшной страницы русской истории — эпохи Гражданской войны.
Первоначально его замысел был намного уже, он касался лишь непосредственно военных действий во имя установления коммунизма. Но в конечном виде роман дает эпические картины жизни казаков, их уклада, отношений и обычаев.
Первая книга романа открывается изображением собственно жизни казаков, особенностями их бытования. Автор изо всех сил старается быть объективным, и тем не менее в некоторых описаниях чувствуется его явная симпатия к полной гармонии и разумности казацкой жизни. Он не поддается идеализации. Он открыто и прямо говорит о жестокости и суевериях казаков. В истории с Аксиньей он никого не оправдывает, не пытается прикрыть шокирующую наготу произошедшей с ней трагедии.
Хуторяне довольно жестоки к ней, а потому Шолохов говорит о «горько-сладкой» жизни в каждом доме.
Но столь строгие нравы лишь придают очарование этому миру, делают казачество особым. Шолохов показывает их разумный миропорядок, не такое, как у всех, понимание жизни и ее ценностей.
Изображая столь поэтичные картины жизни хутора, Шолохов дает резкий контраст с тем событиями, которые этот миропорядок нарушают. И самый грозный враг — Гражданская война. Сегодня уже стало ясно, что Гражданская война была одной из самых трагических страниц в истории страны, что огромные потери, которые понесли в ней и красные, и белые, — общие наши потери.
И это действительно страшно, когда друзья в истинном смысле этого слова, в глубинном смысле, становятся волею какой-то нелепой силы злейшими врагами. И сила эта заставляет их идти на подлость, предательство, убийство.
В романе война в первую очередь разрушает привычный ход жизни казачьего хутора. Описание гармонии прерывается картинами, наполненными жестокостью и безудержной жаждой разрушения. Шолохов пишет о том, что больше всего дорого крестьянину, — о земле: «Вызревшие хлеба топтала конница, на полях легли следы острошипых подков, будто град пробарабанил по всей Галиции.
Тяжелые солдатские сапоги трамбовали дороги, щебнили шоссе, взмешивали августовскую грязь.
В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья — в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью». И пусть говорят, что природа равнодушно взирает на все человеческие междоусобицы, у Шолохова природа — не просто холодный зритель, а отдельный герой, активно сопереживающий остальным персонажам. Чаще всего зарисовки природы цельно дополняют изображение внутренних переживаний того или иного персонажа.
Это и Наталья, узнавшая об очередной измене мужа, проклинает его под грозными раскатами грома, и описания земли в начале войны: «земля ахнула», «колосья скорбно шуршали». Война для Шолохова — «великое разрушение и мерзостная пустота». Пустота эта образуется не только во внешнем мире, но и во внутреннем мире каждого человека. Война как будто убивает все истинно человеческое, оставляя животные инстинкты.
Герои попадают в среду, где человеческая жизнь обесценена, где не оказывается места для норм общечеловеческой морали и нравственности, где брат и сын оказываются лютыми врагами. И этот мир опустошает настолько, что потом очень трудно вновь возвращаться к прежней жизни, снова обрести себя: «Вернувшиеся с фронта казаки отдыхали возле жен, отъедались, не чуяли, что у порогов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне».
В «Тихом Доне» Шолохов рассказывает прежде всего о том, как Гражданская война затронула жизнь обычных людей. На примере семьи Мелеховых Шолохов показывает судьбы миллионов. Центральными становятся образы людей сильных, волевых, мудрых. И каждый по-разному переживал военные тяготы. Война оказалась тем явлением исторической жизни страны, которое обнажило истинную сущность каждого человека, обострило до предела человеческие чувства.
И каждый для себя решал, остаться человеком или поддаться тлетворному влиянию всеобщего разгула, разрушения.
Человек посреди Гражданской войны. Эта тема в основном раскрывается в романе на примере судьбы Григория Мелехова. Путь его через войну — это, прежде всего, нравственный путь.
Споры об образе Мелехова не прекращаются до сих пор. Кто же он?
Мелехов — это тот человек в романе, в котором Шолохов постарался собрать основные черты русского национального характера, человека, выросшего на земле, крестьянина. Автор погружает его во вполне обычные дела: он рыбачит, ходит за хворостом, трудится в поле. Одну их характерных черт русского характера — страстность, порывистость, безудержность — изображает Шолохов тогда, когда показывает любовь Григория. Это любовь-буря, любовь-страдание, любовь-страсть.
Любовь Григория к Аксинье не знает преград. Но здесь на его пути вырастают преграды морали, причем морали социальной. Эти догмы заставляют его подчиниться воле отца: он женится на Наталье, которая его любит, он же не испытывает к ней никаких чувств. Но эти оковы не могут удержать его мятущуюся натуру. Он готов бросить все, уходит с Аксиньей в имение Листницкого, где устраивается конюхом.
Но родная земля не отпускает его, тянет к себе, зовет. Этот разрыв усиливается с приходом войны.
Любовь его к родной земле заставляет поверить в светлые идеалы большевиков, провозглашающих братство, равенство, светлое будущее. На войне Григория ждут нравственные потрясения. Он не принимает жестокости красноармейцев, их нечестную игру. Он рвется на защиту молоденькой девушки Франи, попавшей в руки казаков, не может простить поведения красногвардейцев по отношению к пленным .
Первое убийство, совершенное Мелеховым, как будто перекраивает его душу. Он долго еще не может избавиться от угрызений совести, от образа того австрийца, которого он убил.
Григорий переходит на сторону белых, принимает участие в вешенском восстании, но неожиданно понимает, что и здесь нет правды, здесь все те же злоба, жестокость, ненависть. Это настолько чуждо Мелехову, что его отстраняют от командования за излишнюю гуманность по отношению к пленным. Мелехов презирает закон войны — жестокость.
Он пытается понять истоки той ненависти, которая так внезапно охватила его бывших друзей, соседей, приятелей, заставила их пойти друг против друга.
На протяжении всей войны Мелехов находит спасение на родной земле, на своем хуторе, у любимой, радуется встрече с детьми. После окончания войны он с радостной надеждой на спокойную жизнь на земле возвращается домой. «Григорий с наслаждением мечтал о том, как снимет дома шинель и сапоги, обуется в просторные чирики, по казачьему обычаю заправит шаровары в белые шерстяные чулки и, накинув на теплую куртку домотканый зипун, поедет в поле». Но он не находит пристанища.
Его красногвардейское прошлое не отпускает его, и дома его ждет месть.
Григорий не теряет надежды. Его последняя попытка наладить жизнь завершается трагически. Гибнет Аксинья.
В романе это предстает как расплата за участие в войне.
В финале романа все, что держит Григория на земле, — это его Дети. «Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других». Дальнейшая судьба Мелехова — снова спор для литературоведов. Сам финал Символичен: Григорий «перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому… Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…».
Смысл этой зарисовки в том, что жизнь продолжается. И не дай бог детям и внукам Григория пережить то, что пережил он сам.
В романе Шолохова вырисовывается не только национальный образ русского мужика. Наталья, Аксинья, Ильинична — это своего рода собирательные образы русской женщины: верной жены, мудрой матери, порывистой, пылкой любовницы. Они находят свое отражение в классике и даже фольклоре, некоторые исследователи находят переклички с Татьяной Лариной, Василисой Премудрой, Катериной Островского, Наташей Ростовой, княжной Марьей.
Ильинична и Наталья воплощают собой образ терпеливой, верной русской жены. В их характерах чувствуется сила, в первую очередь нравственная, глубокая способность к сильной духовной жизни. Описывая Наталью, Шолохов в первую очередь обращает внимание на ее внешность — это русская красавица: «Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза.
На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пуговками торчали остренькие соски.
Григорьевы глаза в минуту обежали всю ее — с головы до высоких красивых ног. Осмотрел, как барышник оглядывает матку-кобылицу перед покупкой, подумал: «Хороша» — и встретился с ее глазами, направленными на него в упор. Бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд словно говорил: «Вот я вся, какая есть.
Как хочешь, так и суди меня». — «Славная», — ответил Григорий глазами и улыбкой». Славной показалась она и Ильиничне, охотно принявшей ее в свою семью. Это произошло отчасти потому, что они уж больно были друг на друга похожи. Наталья была на редкость трудолюбива, не строптива, доброжелательна, а потому пришлась Мелеховой по душе.
И еще одно качество отмечает Шолохов в русской женщине — ее терпение.
Ни разу ни Ильинична, ни Наталья не роптали на судьбу, хоть и терпели обиды от мужей. Зная о многих изменах Григория, Наталья до последней своей минуты всем сердцем любит его, опечалена, что перед смертью не повидала его.
Очень значительно для Шолохова чувство материнства. Это главная женская радость, женское счастье — быть матерью. Именно поэтому так осуждают обе женщины любое проявление насилия.
Война, убийства для них неприемлемы. Ведь смерть человека — это горе для его матери, он — чей-то сын.
Чувство материнства присуще и Аксинье, которая — почти полная противоположность Наталье. Ей присущи горячность, усиленное чувство протеста, неудовлетворенность действительностью, стремление изменить свою жизнь.
В начале романа Аксинья часто характеризуется автором как порочная, развратная. Но в то же время ее любовь к Григорию настолько сильна, что все ее действия воспринимаются читателем как свойственное любому человеку стремление к личному счастью. К этому примешивается и чувство жалости, если мы вспомним историю Аксиньи.
Пережив насилие со стороны отца, она оказывается в доме, где чувствует себя в заточении. И поэтому любовь Григория для нее — это глоток чистого воздуха.
Порочность исчезает в ее описании тогда, когда она становится матерью. Это чувство захватывает ее целиком, наполняет ее любовью не только к дочери, но и к Григорию. Во имя любви она сближается с Ильиничной, заботится о детях Григория от Натальи.
О детях и ее последние слова. Эта мысль рефреном проходит через все произведение, для Шолохова материнство есть некий толчок, пробуждающий человеческую душу, выводящий ее на абсолютно новый высокий рубеж.
В противоположность материнству война не порождает, а разрушает, причем разрушает не только физически, но и, главным образом, духовно.
Шолохов приходит к выводу о том, что никакие светлые идеи большевиков, никакие сражения во имя светлого будущего не могут оправдать стольких бессмысленных жертв, столько слез, сколько принесла с собой Гражданская война, война во имя мира.
План
Описание рода Мелеховых. Григорий волочится за Аксиньей, женой соседа Степана Астахова. Григория женят на Наталье в надежде на то, что он остепенится.
Появление на хуторе Штокмана, его чтение истории донского казачества. Григорий признается Наталье, что не любит ее. Он покидает вместе с Аксиньей хутор и уходит в имение Листницкого. Аксинья рожает ребенка. Наталья делает попытку самоубийства и остается калекой.
Григория призывают на военную службу. Григорий в армии чувствует себя чужим. Наталья снова переходит жить к Мелеховым. В бою Григорий впервые убивает человека и испытывает огромное моральное потрясение.
После ранения в московском госпитале он пересматривает свои взгляды на власть. Дома Григорий узнав, что Аксинья изменила ему с Листницким, в сердцах избивает его кнутом. Наталья рожает двойню. Дарья, жена Петра, изменяет ему. В стране тем временем начинается смута, связанная со сменой власти.
Григорий переходит на сторону большевиков. Зрелище жестокой расправы над отрядом Чернецова потрясает его. В апреле 1918 года на Дону идет Гражданская война. Петр командует сотней и воюет против красных.
Вскоре оба брата возвращаются на хутор. Происходит стычка с красногвардейцами, после которой Григорию приходится скрываться. Восстание казаков подавляют отряды красных, среди которых Кошевой. Он жестоко расправляется со сдавшимися в плен Петром и его товарищами. Григорий, узнав о смерти брата, становится особенно жесток.
Григорий ссорится с Натальей и возобновляет связь с Аксиньей. Отступление красных. Григория назначают сотником полка. Получив трагическое известие о смерти Натальи, он приезжает домой на третий день после похорон. Жена Петра Дарья сразу после его отъезда обратно на фронт кончает жизнь самоубийством.
Аксинья сближается с семьей Мелеховых. Дуняша получает от матери разрешение на брак с Кошевым, несмотря на то, что он — убийца ее брата. Мать в скором времени умирает.
Гонения на Григория за службу у белых. Он уходит с Аксиньей, оставив Дуняше детей. Аксинья погибает от пули, пущенной наугад одним из красноармейцев на заставе.
Григорий хоронит ее и возвращается на хутор к детям.
Анализ романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», план