Анализ шестой и седьмой глав романа «Евгений Онегин»
Шестая глава содержит развязку событий. Она состоит из следующих частей: характеристика провинциального дворянства; характеристика Зарецкого; дуэль Онегина и Ленского (Ленский вызывает Онегина на дуэль; Онегин, приняв вызов, «обвинял себя во многом»; перед дуэлью Ленский навещает Ольгу: Ленский пишет в ночь перед дуэлью свою предсмертную элегию; Онегин убивает Ленского на дуэли). Характеристика провинциального дворянства и Зарецкого как наиболее яркой фигуры из этой среды нужна как бытовой фон поединка. Вмешательством в ссору Онегина с Ленским старого дуэлиста, злого сплетника Зарецкого мотивируется та готовность, с которой Онегин принял вызов Ленского. Но поэт не оправдывает и Ленского. Романтик по мировосприятию, он не знает жизни. Для него характерны крайности в оценке людей: Ольгу, которой он посвятил столько нежных элегий, теперь без всяких к тому оснований называет ветреной.
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок, Кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, Уж изменять научена!
Встретившись перед поединком с Ольгой, «он видит: он еще любим; уж он, раскаяньем томим, готов просить у ней прощенье». Но теперь до гиперболических размеров разрастается в его воображении «обида», нанесенная Онегиным: Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал…»
Вчерашний друг — сегодня в его представлении «развратитель», «червь презренный, ядовитый». Таков романтик, возвышенный мечтатель в соприкосновении с обыкновенной жизнью. Заканчивается тот этап в развитии конфликта, который держался на двух параллельных фабульных линиях (Ольга — Ленский, Татьяна — Онегин): Ленский убит, Ольга уходит со страниц романа, Онегин уезжает… Но сюжет — развитие любви Татьяны к Онегину — не прерывается. Онегин живет в воображении Татьяны. Не случайно поэтому, сделав седьмую главу эпилогом по отношению к фабульной линии Ленский — Ольга, автор только мимоходом говорит об отъезде Онегина из деревни.
В седьмой главе Ольга выходит замуж за улана и уезжает с ним в полк; Татьяна посещает дом Онегина; мать Татьяны решает везти ее в Москву; Татьяна прощается с родными местами; Ларины едут в Москву; Татьяна в Москве (характеристика московского общества). Самое главное в седьмой главе — это любовь Татьяны к Онегину. Даже перед дуэлью Онегина и Ленского автор не забывает напомнить об этом:
Когда бы ведала Татьяна, Ах, может быть, ее любовь Когда бы знать она могла, Друзей соединила б вновь! Что завтра Ленский и Евгений Но этой страсти и случайно Заспорят о могильной сени; Еще никто не открывал.
Тоскующая Татьяна неожиданно заходит в опустелый «господский» дом, где еще так живо ощутимо недавнее присутствие Онегина, где о нем напоминает каждая мелочь — и забытый на бильярде кий, и манежный хлыстик на смятом канапе, «и стол с померкшею ламнадои, и груда книг», и «кровать, покрытая ковром», и «лорда Байрона портрет», и чугунная статуэтка Наполеона. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, делавшимися им на любимых книгах, перед Татьяной раскрывается его внутренний мир. «Так Пушкину удается разрешить, казалось бы, неразрешимую задачу: Онегина в главе нет, и в то же время он — причем не субъективно, в мыслях и переживаниях влюбленной в него Татьяны, а объективно, так сказать, материально, в самом воздухе его «модной кельи», в обстановке, в книгах,- здесь присутствует».
Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и, если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей, если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». С чувством страха Татьяна воспринимает решение матери «в Москву отправиться зимой»:
На суд взыскательному свету Представить ясные черты Провинциальной простоты, И запоздалые наряды, И запоздалый склад речей.
Анализ шестой и седьмой глав романа «Евгений Онегин»