Анализ сна о Миколке Родиона Раскольникова
Сны, как известно, имеют огромное влияние на душевное и психическое состояние человека. Во сне происходят вещи, которые могли бы произойти с человеком в его реальной жизни, но обязательно есть какаято деталь, противоречащая здравому смыслу. Один из типов сна это болезненные сны, они отличаются «яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью», именно поэтому сны, увиденные в болезненном состоянии, «производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека». На протяжении романа Родион Раскольников пять раз видит сны.
Первый сон он видит после встречи с пьяной девочкой на Ком бульваре. Этот сон относится как раз к болезненным снам. Действие происходит в далеком детстве Раскольникова. Жизнь в его родном городке настолько обычна и сера, что «время серенькое», даже вечером, в праздничный день.
Да и весь сон предстает нам в отнюдь не радостных тонах: «чернеется лесок», «дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная». Контрастирует с грустным тоном лишь зеленый купол церкви, а единственным радостным цветом являются красные и синие рубашки пьяных мужиков, но радость эта распространяется только на них. Пространство делится на две противоположные части: кабак и церковь на кладбище. Кабак в памяти Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей и многие другие пороки, но самое главное, что веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нем церковь. Совпадение их местонахождения обозначает, что какой бы ни был человек, он все равно начнет свою жизнь в церкви и закончит ее там же на кладбище.
Самые приятные воспоминания Раскольникова связаны именно с церковью и кладбищем, «он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов». Даже могилку своего младшего брата, которого Родион совсем не помнит, он вспоминает с умилением, ему простонапросто приятно думать об этой церквушке. Церковь не зря находится шагах в трехстах от кабака.
Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратясь к богу, который все простит, начать новую праведную жизнь. Но всетаки кабак мир пьянства, пороков и пошлости. Отрицательное влияние кабака на окружающий мир столь сильно, что даже большая телега, куда впрягают ломовых лошадей, на которых любил смотреть Родя, на этот раз является местом трагедии, разыгравшейся у него на глазах. Сон этот очень важная часть романа. В нем впервые появляется убийство, убийство не только задуманное, но и осуществленное.
И после сна в голове у Раскольникова возникает мысль: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором. Господи, неужели». Раскольникову будет тяжело совершить это убийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Не зря местоимение «он» употребляется подряд и к маленькому Роде, и к Раскольникову-студенту: «ОН обхватывает отца руками… ОН хочет перевести дыхание…
ОН проснулся весь в поту… » несмотря на прошедшие годы, несмотря на задуманное убийство, несмотря на то, что Родион давно уже не так набожен, как в детстве, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству. Также впервые в этом сне появился образ топора, который потом будет развиваться на протяжении всего романа. Топор предстал здесь как орудие убийства, надежное, но не совсем, конечно, эстетичное, хотя, что может быть эстетичного в убийстве. Следующий образ это образ замученной кобыленки. Дальше в романе мы встретим его еще раз, этой кобыленкой будет Катерина Ивановна Мармеладова: «Уездили клячу! Надорвалась!
«. Она также как и эта савраска будет замучена пьяницей, в ее случае это будет Семен Захарыч Мармеладов, разница лишь в том, что он не основная причина ее смерти. Если смотреть на композицию романа в целом, то этот сон находится в экспозиции. Он и выполняет функции экспозиции знакомит читателя с образами, которые потом будут встречаться на протяжении романа.
Этот сон, скорее всего, самый яркий и запоминающийся и несет самую большую смысловую нагрузку во всем произведении.
Анализ сна о Миколке Родиона Раскольникова