Анализ содержания в «Похождениях Невзорова»
В «Похождениях Невзорова» много колоритных сатирических образов: от растерянных, перетрусивших буржуазных интеллигентов до бандитского атамана Ангела; от одесских дельцов, мастеров головокружительных спекуляций, до помещичьих зубров, ресторанных кутил, которые, убегая от революции, в «вонючем трюме» с молитвенным пафосом вспоминают о московских расстегаях. Под пером А. Толстого статичность персонажей традиционного для той поры жанра повести-хроники преодолевается развернутым изображением процесса становления и развития характера героя. Привычная хроника перерастает в нечто более сложное, совмещая черты авантюрно-приключенческого жанра, романа-путешествия и социально-бытовой повести.
Вехой для писателя на пути к освоению новой действительности стала серия произведений второй половины 20-х годов («Голубые города», «Василий Сучков», «Гадюка»), А. Толстого, как, впрочем, и многих писателей той поры, смутила выплеснувшаяся на поверхность нэповская стихия. Вот почему персонажи ряда его произведений, отважно сражавшиеся в годы гражданской войны, ныне сбиты с толку, растеряны, а подчас испытывают крах своих идеалов.
Главный герой «Голубых городов» архитектор Буженинов с горечью признается: «упал я с коня в грязь» — и в отчаянии поджигает уездный город. Столь же яростен, хотя и бессмыслен, протест другой участницы гражданской войны — Ольги Зотовой, стреляющей в свою соперницу Лялечку Варенцову («Гадюка»).
К глубокому постижению закономерностей современности художник шел из далеких глубин русской истории. Размышления о прошлом России (а историческая тема впервые возникает у А. Толстого в революционные месяцы 1917 г.) вели писателя к постижению закономерностей национальной истории, государственности, судеб русского характера.
Более того, в далеком прошлом России А. Толстой увидел живую перекличку с тем огромным и невиданным процессом созидания, который ныне развертывался в Стране Советов. А. Толстой, опираясь на суждения и творчество крупнейших деятелей русской культуры о Петровской эпохе, создает свою художественную концепцию этого времени. Писатель пересматривает одностороннее представление о царе-реформаторе, запечатленное в его ранних рассказах «Наваждение» и «День Петра» (1918); возникает новый по сравнению с предшествующей литературной традицией образ Петра, наиболее полно отвечающий исторической истине.
Анализ содержания в «Похождениях Невзорова»