Анализ стиха «Во всем хочу я дойти до самой сути…» (1956)
Художественно-философская целостность взглядов поэта на жизнь и мир с общечеловеческих позиций В своих стихах Б. Пастернак раздумывает о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее. Но, наверное, главное, что сохранил и развил Б. Пастернак в своем творчестве, — это художественно-философская целостность взглядов на жизнь и мир с общечеловеческих позиций.
Чтение стиха.
Во всем мнет хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. К сущности протекших дней, К их причине, к основам, к корням, до сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытия. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал быі восемь строк О свойствах страсти. В беззаконьях, в грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалыї. Я бы разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи бы я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мучение — Натянутая тетива Тугого лука.
— Попробуйте подытожить, в чем суть философии Б. Пастернака, какое его отношение к жизни? Стремление поэта достигнуть сердцевины и корня вещей предоставляет бездонной философской глубины виртуозно воспроизведенному в его лирике буйству красок и звуков мир. Продолжая разговор о творчестве Пастернака, надо напомнить о том, что вместилось в рамках жизни поэта: две революции (1905 и 1917), три войны (Первая мировая, гражданская, Вторая мировая), года сталинщины, хрущевская оттепель.
В его лирику врывается тревога: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно — что жилы отворить».
В начале тридцатых годов было такое движение среди писателей — стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку. То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что не укладывалось в границы сознания. Я заболел, не мог спать».
Когда снова поэт приобрел дар творческой речи, его стиль неузнаваемо изменился. Изменилось мировосприятие. Изменился сам…
Анализ стиха «Во всем хочу я дойти до самой сути…» (1956)