Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…»
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. Это время было отмечено важными событиями в личной жизни поэта — влюбленностью в его будущую жену, Л. Д. Менделееву. Кроме того, известно, что в ранний период творчества Блок увлекался философией Вл.
Соловьева. В учении этого философа поэта привлекала идея о Вечной Женственности, или о Душе Мира. По Соловьеву, именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение друг с другом. «Высокая любовь» к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь увидеть ее небесную природу.
Все эти мысли и настроения отразились в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» В целом настроение произведения можно охарактеризовать как настроение ожидания. Лирический герой влюблен. Он ожидает от своей возлюбленной раскрытия ее женской сущности и, через это, познание Высшей Женственности, Гармонии, слияния с миром.
Поэтому можно сказать, что данное стихотворение — это сочетание любовной лирики с лирикой духовной. Все произведение построено на метафоре. Герой входит в «темные храмы». Мне кажется, что это метафора любви.
Интересно сочетание этих слов, оно отражает отношение героя к своему чувству. «Храмы» — что-то святое, божественное, «темное» же — непознанное, таинственное, маняще-загадочное и пугающее. Герой не знает, сомневается, его возлюбленная действительно Она — женщина его жизни, его судьба, его Богиня и Муза. Или же он ошибается?
Но, несмотря на это, он ждет, дрожит от волнения, потому что любит: В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. Важен здесь, на мой взгляд, эпитет «озаренный», отнесенный к образу, сну, мечте о Ней.
Этот образ озарен каким-то высшим светом, предчувствием. Герой внутри себя знает, что она — это Она. Дальнейшее развитие стихотворения подтверждает это: О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.
Сначала герою было не по себе от мысли, что его возлюбленная — Величавая Вечная Жена, то есть олицетворение высшей женственности, силы и слабости, гармонии, которая и спасет мир. Но постепенно он привык к тому, что каждый раз соприкасается с таким чудом. Поэтому он говорит, что «привык к этим ризам». Теперь они не мешают ему, а вдохновляют на «улыбки, сказки и сны».
Вдохновляют на мечты о любимой как о земной женщине. Последняя строфа завершает размышления лирического героя. На первый план он выводит духовную высшую сущность своей возлюбленной. Он «верит», что она и есть воплощение Высшей гармонии: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. Таким образом, стихотворение условно можно разделить на три части: вступление, развитие мысли, заключение. Язык произведения ярок, насыщен средствами художественной выразительности. Особенно много здесь эпитетов и метафор .
В синтаксическом плане в стихотворении можно отметить инверсию Это придает ему размеренность и торжественность. Есть здесь восклицательные предложения, передающие силу надежд и ожиданий героя. В целом строение предложений достаточно просто. Оно соответствует «бедному обряду», совершаемому героем.
Я считаю, что стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» — одно из лучших стихотворений А. Блока. Оно показывает любовь, прежде всего, как духовное, душевное, эмоциональное слияние двух людей. Кроме того, мне близка идея того, что только любовь спасет каждого человека и весь мир в целом, потому что любовь и есть Бог.
Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…»