Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»
Данное стихотворение было написано в 1828 году. При создании своего произведения Пушкин пользовался несколькими источниками. Во-первых, это старинная легенда о древе яда. Кроме того, поэту стало известно сообщение некоего доктора Фурша «о древе яда»: «… на острове Ява растет дерево, вокруг которого земля… суха и не производит никаких плодов…
За шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали…. Государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за… ядом…». Доктор Фурш ограничился рассказом о любопытном явлении природы и интересном экзотическом обычае.
Пушкин в своем стихотворении переводит повествование в общественно-философский план. Композиционно стихотворение явно делится на две части. Первая состоит из пяти первых четверостиший. В ней описывается безжизненный пейзаж. Поэт рисует дерево с мертвой зеленью ветвей, с корнями, пропитанными ядом.
Равномерно капают капли с ветвей, праевращаясь в смертную смолу: Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. В пустыне все мертво, неподвижно: К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. Движение, обычно символизирующее жизнь, здесь превращается в мрачное движение смерти.
Анчар становится символом вселенского зла. Зловещую картину мертвенной пустыни и смертоносного анчара помогают автору передать разные средства художественной выразительности. Эпитеты: «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «ядовит дождь», «вихорь черный… тлетворный», «в день гнева», «песок горючий» и так далее. Пушкин также использует метафоры: «природа породила… напоила», «вихорь набежит… мчится прочь»и так далее.
В стихотворении присутствуют и сравнения: «анчар, как грозный часовой». Во второй части сюжет стихотворения обогащается новым мотивом: Но человека человек Послал к анчару властным взглядом… Теперь уже повествование переводится в сферу человеческих отношений. «Человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку». Достаточно одного взгляда , чтобы раб пошел на верную смерть: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба.
Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу.
Это видно и в глаголах, описывающих его состояние , а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы — анчар и страшное зло человеческой жизни — деспотизм.
Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние: А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
Интересно, что даже повтор однокоренных слов подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке». В стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка — раб». Она выражается эпитетами: «властный взгляд» — «послушно», «бедный раб» — «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» — «потек». В данном стихотворении Пушкин использует анафору, чтобы усилить напряжение: «Принес он смертную смолу…
Принес — и ослабел и лег…» Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это помогает автору передать своеобразную ритмичность произведения. Если в первой части ямб передает движение смерти в природе, то во второй части он передает страшную силу зла в человеческих отношениях. Я считаю, что в таком порядке вещей виноват не только владыка, но и раб.
Он слишком беспрекословно выполняет приказы своего властителя. Даже знание о своей неминуемой смерти не останавливает его. Рабство — лишь обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.
До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины. Именно рабство души, внутренняя несвобода помогают появлению зла.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»