• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»

 

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»

Данное стихотворение было написано в 1828 году. При создании своего произведения Пушкин пользовался несколькими источниками. Во-первых, это старинная легенда о древе яда. Кроме того, поэту стало известно сообщение некоего доктора Фурша «о древе яда»: «… на острове Ява растет дерево, вокруг которого земля… суха и не производит никаких плодов…

За шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали…. Государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за… ядом…». Доктор Фурш ограничился рассказом о любопытном явлении природы и интересном экзотическом обычае.

Пушкин в своем стихотворении переводит повествование в общественно-философский план. Композиционно стихотворение явно делится на две части. Первая состоит из пяти первых четверостиший. В ней описывается безжизненный пейзаж. Поэт рисует дерево с мертвой зеленью ветвей, с корнями, пропитанными ядом.

Равномерно капают капли с ветвей, праевращаясь в смертную смолу: Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. В пустыне все мертво, неподвижно: К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. Движение, обычно символизирующее жизнь, здесь превращается в мрачное движение смерти.

Анчар становится символом вселенского зла. Зловещую картину мертвенной пустыни и смертоносного анчара помогают автору передать разные средства художественной выразительности. Эпитеты: «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «ядовит дождь», «вихорь черный… тлетворный», «в день гнева», «песок горючий» и так далее. Пушкин также использует метафоры: «природа породила… напоила», «вихорь набежит… мчится прочь»и так далее.

В стихотворении присутствуют и сравнения: «анчар, как грозный часовой». Во второй части сюжет стихотворения обогащается новым мотивом: Но человека человек Послал к анчару властным взглядом… Теперь уже повествование переводится в сферу человеческих отношений. «Человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку». Достаточно одного взгляда , чтобы раб пошел на верную смерть: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба.

Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу.

Это видно и в глаголах, описывающих его состояние , а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы — анчар и страшное зло человеческой жизни — деспотизм.

Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние: А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Интересно, что даже повтор однокоренных слов подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке». В стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка — раб». Она выражается эпитетами: «властный взгляд» — «послушно», «бедный раб» — «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» — «потек». В данном стихотворении Пушкин использует анафору, чтобы усилить напряжение: «Принес он смертную смолу…

Принес — и ослабел и лег…» Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это помогает автору передать своеобразную ритмичность произведения. Если в первой части ямб передает движение смерти в природе, то во второй части он передает страшную силу зла в человеческих отношениях. Я считаю, что в таком порядке вещей виноват не только владыка, но и раб.

Он слишком беспрекословно выполняет приказы своего властителя. Даже знание о своей неминуемой смерти не останавливает его. Рабство — лишь обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.

До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины. Именно рабство души, внутренняя несвобода помогают появлению зла.



Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»

Другие сочинения по теме:

  1. Анализ стихотворения Анчар Пушкина Анчар — это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из...
  2. «Анчар» анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина Тема свободы была одной из главных тем в творчестве русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И если в ранних произведениях содержится...
  3. Анализ стихотворения Пушкина «Анчар» «Анчар» пронизан гораздо более мрачным, чем «Послание в Сибирь», настроением и рисует трагические последствия отсутствия свободы. Стихотворение по сюжету напоминает...
  4. Анализ стихотворения «Анчар» Особенную остроту в условиях последекабрьской действительности приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и...
  5. Анчар В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа...
  6. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К портрету Жуковского» А. С. Пушкин написал стихотворение «К портрету Жуковского» в мае 1818 года. Оно посвящено В. А. Жуковскому. Поводом для создания...
  7. Анализ стихотворения Пушкина Признание «Признание» Александра Пушкина — одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре...
  8. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт» Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии...
  9. Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» Кроме взволнованного, негодующего описания ужасов крепостного права и выражения горячей надежды на освобождение крестьян по приказу царской власти, эти стихи...
  10. Анализ стихотворения Пушкина Пущину Стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1826 году. Стихотворение является обращением к другу Ивану Пущину. Друзья знакомы со времен лицея,...
  11. Анализ стихотворения Пушкина «Памятник» За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и...
  12. Анализ стихотворения Пушкина Поэт Как и многие поэты, А. С Пушкин обращался в своем творчестве к теме поэта и поэзии. И это стихотворение наиболее...
  13. Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5 Стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в ссылке, вдали от своих друзей поздним зимним вечером. Одиночество и несвобода угнетали поэта. Из...
  14. «Арион» анализ стихотворения Александра Пушкина Связь русского поэта Александра Сергеевича Пушкина с декабристами для представителей царской России первой трети XIX века была настолько очевидна, что...
  15. «Поэт» анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших...
  16. Анализ стихотворения Пушкина Вновь я посетил Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, в своем произведении «вновь я посетил», он подводит все свои итоги жизни. В...
  17. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Языкову» Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «К Языкову» написано в 1824 году, когда поэт находился в ссылке в Михайловском. Оно имеет форму...
  18. «Воспоминание» анализ стихотворения Пушкина История создания Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года. В...
  19. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «19 октября 1825 года» Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда...
  20. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил…» В творчестве А. С. Пушкина нашли свое отражение все литературные жанры и направления. Среди поэм, сказок, романов и повестей достойное...
« «Правда» и «злость» в комедии Гоголя «Ревизор»
Ритм как преодоление хаоса »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения