Анализ стихотворения Фета Шепот-робкое дыхание
Стихотворение было написано А. Фетом в 1850 г. и является одним из центральных во всем его творчестве. С момента выхода в свет произведение сразу же получило ряд неоднозначных оценок. Критики отмечали новаторство и удивительный лиризм стихотворения.
При этом Фета обвиняли в беспредметности и излишней интимности.
Стихотворение написано в жанре любовной лирики. В этой области Фет наиболее ярко раскрыл себя как поэт.
Основная тема стихотворения — любовь и единение с природой. Всего лишь в нескольких строках Фет мастерски передает любовную атмосферу. Подобно художнику, поэт несколькими яркими, но уверенными мазками, рисует чудесную картину чувственных отношений, неразрывно связанных со звуковыми и зрительными ощущениями природных явлений.
В плане композиции в стихотворении чередуются описания человеческого и природного, что создает впечатление органической связи. Становится невозможно отделить «шепот» от «трелей», «отблеск янтаря» от «лобзаний».
Размер стихотворения сочетает четырех — и трехстопный хорей, перекрестная рифма.
Изюминка произведения заключается в том, что в нем нет ни одного глагола. Преобладают существительные, что делает стихотворение крайне необычным. Отсутствие движения не делает его статичным. Динамика достигается умелым сочетанием выразительных средств.
Эпитеты неярки, но употреблены уместно, каждый «на своем месте» . Метафоры удивительны по красоте: «серебро ручья» и «пурпур розы».
Плавность и лиричность стихотворения подчеркивается перетеканием слов во второй строфе: «ночной-ночные-тени-тени». Эмоциональность усиливается в концовке благодаря многократному повторению союза «и». Восклицание и одновременно многоточие в конце создают ощущение торжественности и незавершенности.
Читатель понимает, что счастье не имеет границ.
В целом стихотворение является одним из образцов любовной лирики при минимальном размере.
Фет Шепот-робкое дыхание анализ стихотворения
В поэзии А. А. Фета тема природы практически всегда взаимосвязана с темой любви, и это стихотворение не исключение. Особенностью любовной лирики поэта является отсутствие конкретного образа лирической героини, которой присущи характерные черты. Его лирика передает ощущение первой влюбленности, состояние радости и счастья, удивления миру и открытие его для себя заново, когда человек ощущает гармонию и единство с внешним миром.
А центром вселенной для лирического героя становится Она.
В стихотворении изображено свидание влюбленных: ожидание, встречу. Мы слышим трели соловья, шепот и робкое дыхание возлюбленных, взволнованных встречей. Мир вокруг них будто застывает, сопереживая их встрече и, словно боясь, спугнуть очарование момента.
Во второй строфе мы видим, что настает ночь, которая меняет окружающий мир:
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца…
Используемые поэтом лирические повторы помогают создать точную, яркую, объемную картину происходящего. Однако для лирического героя важно не изменение внешнего мира, он замечает только Ее. Он видит, как ночные тени меняют освещение лица возлюбленной и это кажется ему волшебным.
Но наступает рассвет, влюбленные видят на небе «отблеск янтаря», «пурпур розы», и осознают, что для них скоро наступит миг расставания.
Герои ощущают грусть от предстоящего расставания, смятение чувств и видят красоту окружающего их мира. Здесь автор использует многосоюзие, это помогает увеличить темп стихотворения, чтобы ярче и точнее показать душевное состояние героев. А. А. Фет мастерски передал это следующими строчками:
И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Читая это стихотворение не сразу понимаешь, что оно написано без единого глагола. Такая манера написания выбрана не случайно, она помогает поэту изобразить переплетение 2 миров:природы и душевных переживаний героев. Кроме того, это способствует и созданию более ярких осязаемых образов.
Для создания которых А. А. Фет использует такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры: «пурпур розы», «серебро сонного ручья», эпитеты «милое лицо».
Стихотворение написано хореем, этот двустопный размер отличается тем, что придает произведению ритмичность и выразительность. Этому способствует и перекрестная рифмовка строк стихотворения.
Анализ стихотворения Шепот-робкое дыхание по плану
Анализ стихотворения Фета Шепот-робкое дыхание