• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Анализ стихотворения И. А. Бунина «Последний шмель»

 

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Последний шмель»

Тема жизни и смерти неизбежно занимает немалое место в творчестве любого поэта или писателя. Человек, способный иначе воспринимать мир и изображать его словами, рано или поздно приходит к осознанию смысла своего существования и вообще человеческой жизни.

Тему человека и природы, их единения также затрагивает каждый поэт, поскольку, обладая даром свыше, он стремится к гармонии с природой и пытается найти причины отдаления от нее человека.

Обе эти темы нашли свое выражение в стихотворении И. А. Бунина «Последний шмель». Его название говорит само за себя. Шмель — насекомое, это олицетворение природы, движения, жизни.

Словосочетание «последний шмель» уже настраивает на восприятие стихотворения, посвященного чему-то, пока еще неуловимо печальному.

Несмотря на то, что все эти строфы стихотворения связаны одной темой и образным рядом, в нем можно выделить три части .

Первая часть знакомит нас с миром человека, от лица которого ведется повествование, и миром природы, представленным шмелем. Кажется, эти два мира изначально разделены: человек находится в своем «жилье человечьем» , шмель же туда только «залетает». Однако неслучайно употребленные глаголы несовершенного вида «залетаешь, тоскуешь» говорят о том, что эти действия происходили не единожды, а время от времени, то есть мир человека все-таки не отделяется от мира природы.

Между человеком и шмелем существует взаимопонимание, общение на равных ; шмель разделяет человеческую тоску. Причем человек описывает его весьма уважительно, можно сказать, «по-царски»: «черный», «бархатный», «золотое оплечье» — эти глубокие, густые по звучанию и благородные, возвышенные по содержанию эпитеты как бы поднимают образ шмеля из ранга простого насекомого в ранг собеседника, единомышленника человека. Но несмотря на это появление шмеля, которое ощущается нами и фонетически, благодаря аллитерации — сочетанию звуков «ч», «ш», «з», «щ» — и ассонансу — сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков «о», «у», — вызывает в душе человека печальные мысли и чувства : шмель называется «заунывно» гудящим, хотя и «певучей струной».

Видимо, мысль, внушаемая человеку видом шмеля, появилась бы и сама по себе, но она доставляет ему душевную боль, поэтому и певучее гудение шмеля кажется ему заунывным. Что это за мысль, мы узнаем в следующей части стихотворения.

Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, и хотя здравый смысл подсказывает, что последние дни шмеля — это всего лишь последние дни лета, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни. «За окном свет и зной», природа еще прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни — всего лишь затишье перед бурей, последние дни перед смертью. Поэтому человек ограничивает себя стенами своего жилья от этого прекрасного мира и видит его только через окно .

В первых двух строках автор как нельзя более насыщенно и красочно нарисовал мир умирающей, но еще прекрасной природы, а в середине второй строки резко отделил это описание внутренней рифмой и завершил строку роковым: «последние дни». После этого исход становится совершенно ясным, и мы понимаем, что впереди у природы неизбежная смерть. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, он говорит ему: «полетай, погуди», — но это повелительное наклонение, несколько возвышая человека над шмелем, пока еще носит не приказной, а наставительный характер.

Сочувствуя шмелю, человек сожалеет о его неспособности осмыслить факт своей скорой кончины и прочит ему гибель, заменяя слово «умри» эвфемизмом «усни». Причем смертным одром шмелю человек называет красную подушечку в «засохшей татарке». Этот красный цвет является достойным обрамлением для упомянутых ранее черного и золотого цветов.

Такая цветовая гамма неслучайна: автор обращает внимание на то, что шмелю уготована прямо-таки царская кончина.

Но в третьей части стихотворения словами «Не дано тебе знать…» человек подчеркивает свое превосходство над шмелем, не знающим «человеческой думы» о скоротечности жизни . Происходит окончательное разделение двух миров. Ощущая свою значимость, человек еще более возвышает себя над шмелем, предсказывая ему скорое забвение. Тот, кто умер на царском ложе, скоро будет снесен угрюмым, безжалостным и равнодушным ветром в бурьян .

Смерть неизбежна, но еще страшнее смерти — забвение. В этой строфе происходит явное обобщение, под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека. Мысль о том, что его ждет подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным.

Как мы уже видели, стихотворение построено из трех катренов, написано перекрестной рифмой, четырехстопным анапестом. Однако заметим, что первая и третья строки каждой строфы имеют на один безударный слог больше, а вторая и четвертая заканчиваются ударным слогом. Это придает каждой строфе большую законченность. Написанное анапестом, стихотворение по своей ритмической организации является достаточно размеренным . Такой ритм придает стихотворению характер беседы, помогает прочувствовать внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями, большее внимание обращает не на форму стихотворения, а на его содержание.

Заметим, что в первой строке первого четверостишия на месте первого безударного слога находится ударный , что делает акцент на обращении к шмелю, а не просто на его описании.

Вторая и четвертая строки каждой строфы имеют точные богатые рифмы . Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе , в остальных же двух — неточные . Это помогает создать большую эмоциональную напряженность, однако точность рифм второй и четвертой строк сохраняет при этом общую размеренность ритма. В общем же, стихотворение имеет вид неспешной, но не безэмоциональной беседы.

Человек осознает неизбежность смерти шмеля, как и своей собственной. Умереть через несколько дней или десятилетий — не все ли равно, если за смертью последует забвение? И хотя за каждой зимой приходит весна, а значит, возрождение, И. А. Бунин не дает шмелю этой возможности, он считает, что у шмеля нет будущего .

Однако автор не придает этому большого трагизма. Мертвый шмель все же остается золотым и, даже будучи унесенным в бурьян, не теряет своей царской красоты. На мой взгляд, подчеркивая это, И. А. Бунин снова выходил за рамки описания судьбы шмеля и переходил к судьбе человеческой. Смерть ждет каждого из нас, с ней нельзя бороться. Забвение же не властно над гением.

Пушкин и Толстой, Чехов и Бунин… — эти и многие другие имена никогда не будут забыты. Но и мы можем попытаться победить забвение, потому что все наши деяния — «черные» и «золотые» — останутся с нами. Каждый должен выбрать, кем он станет — черной букашкой, растворившейся в бурьяне, или сухим золотым шмелем, унесенным временем в бурьян забвения, но не исчезнувшим в нем.

И, быть может, когда-нибудь этот маленький золотой огонек в пучине будет кем-то замечен. Тогда-то можно будет сказать, что забвение побеждено.

Думаю, и об этом хотел сказать нам И. А. Бунин в своем стихотворении «Последний шмель».



Анализ стихотворения И. А. Бунина «Последний шмель»

Другие сочинения по теме:

  1. «Последний шмель» анализ стихотворения Бунина Русский поэт Иван Алексеевич Бунин принадлежит к числу таких мастеров пера, творчество которых сложно ограничить какими-либо рамками. Еще в начале...
  2. «Вечер» анализ стихотворения Бунина Стихотворение «Вечер», написанное Буниным в 1909 году, относится к жанру пейзажно-философской лирики. В нем поэт рассуждает о счастье в окружении...
  3. «Перед закатом набежало» анализ стихотворения Бунина История создания Стихотворение «Перед закатом набежало» было написано Буниным в 1902 г. и напечатано в журнале «Мир Божий» № 8...
  4. «Осыпаются астры в садах» анализ стихотворения Бунина История создания Стихотворение «Осыпаются астры в садах» написано 18-летним Буниным в 1888 г. и опубликовано в литературном журнале «Книжки Недели»...
  5. Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер» Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный...
  6. Анализ пьесы «Последний решительный» В пьесе «Последний решительный» (1931) устами Вестника драматург обращался к зрителям: «Враг в первый же час войны ударит по городам...
  7. «Холодная осень», анализ рассказа Бунина, сочинение И. А. Бунин, не признававший деления литературы на прозу и лирику, создал удивительный по красоте и трагичности мироощущения сборник рассказов...
  8. Анализ главы «Фотография, на которой меня нет» из книги В. Астафьева «Последний поклон» В книге Виктора Астафьева «Последний поклон» выражается стремление писателя показать истоки народного характера, таких его слагаемых, как сострадание, долг, совесть,...
  9. «Перевал», анализ рассказа Бунина Одно из лучших ранних произведений И. Бунина, рассказ «Перевал» был написан в 1899 году. Сам автор поставил эту лирическую миниатюру...
  10. Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…» Поэзия Фета — одна из вершин русской лирики. Фет считал, что поэтическое искусство должно воспевать только прекрасное. Повседневная жизнь скучна,...
  11. Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium» При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к...
  12. «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение Начиная анализ рассказа «Красавица», нужно в первую очередь обратить внимание на время его написания Буниным — сентябрь 1940 года. В...
  13. Анализ стихотворения «Как летней иногда порою…» Стихотворение «Как летней иногда порой» проникнуто чувствами любви к природе, чувствами красоты, свежестью, светом, радостным восприятием окружающего мира. В первой...
  14. Краткий анализ творчества Бунина Творчество Бунина разделено событиями октябрьского переворота 1917 года и последовавшей в 1920 году эмиграцией писателя на два периода. В конце...
  15. Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Завещание» Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те...
  16. Анализ рассказа Бунина Лапти Рассказ И. А. Бунина актуален для современных читателей благодаря проблематике, которую рассматривает автор. Бунин на примере простой истории показывает одно...
  17. «Природа» анализ стихотворения в прозе Тургенева История создания Стихотворение в прозе «Природа» вошло в первые 50 стихотворений, напечатанных в «Вестнике Европы» в 1882 г. Оно написано...
  18. «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина Творчество Ивана Алексеевича Бунина, бесспорно, составляет одну из лучших страниц отечественной литературы. И хотя, не приняв советской власти, он эмигрировал...
  19. Анализ рассказа И. А. Бунина «Поздний час» Рассказ И. А. Бунина имеет точную датировку — 19 октября 1938 года. Известно, что в это время писатель жил за...
  20. Анализ рассказа Бунина Книга Не каждый человек может правильно отнестись к своему будущему. Ведь не каждый может предугадать то, что ему будет нравиться через...
« Лизосомы. Митохондрии. Пластиды
«Здравствуй, трагедия!», или Несколько соображений после просмотра спектакля «Эдип-царь» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения