Анализ стихотворения О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
Творчество Осипа Мандельштама занимает особое место в русской литературе Серебряного века. Его жизнь, как и его произведения, весьма интересна, загадочна и противоречива одновременно. Этот поэт был из тех людей, которые не могут быть равнодушными ко всему тому, что происходит вокруг. Мандельштам глубоко чувствует, в чем истинные ценности и где правда.
Творческая судьба О. Мандельштама — это «поиск слова», которое бы в полной мере выражало внутреннее состояние поэта. Одним из лучших произведений Мандельштама по праву является его стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», которое было написано в 1916 году в Крыму. В этом произведении автор, как и его лирический герой, обращается к древнегреческой эпической поэме Гомера «Илиада».
Важно отметить, что Мандельштам не обращается к сюжетной линии этого произведения. Перед нами оживают картины былых времен. Лирический герой воссоздает в своем воображении древние корабли, которые отправились завоевывать Трою: Бессонница. Гомер.
Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Складывается впечатление, что лирический герой перечитывает строки из «Илиады», где список кораблей становится символом силы и мощи эллинов.
Что же стало причиной похода их войск против Трои? Дело в том, что сыном царя Трои была похищена прекрасная Елена: Как журавлиный клин в чужие рубежи, — На головах царей божественная пена, — Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам, ахейские мужи? Картины, возникающие в воображении лирического героя, увлекают его и наводят на размышления. На мой взгляд, автор задумывается над тем, что же является смыслом жизни.
В итоге он приходит к выводу, что все в жизни подчинено любви: И море, и Гомер — все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит. И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. Только любовь способна пробуждать в человеке самое лучшее.
Только любовь заставляет совершать порой неожиданные, но самые верные действия и поступки. В этом стихотворении автор прибегает к сравнениям. Корабли он называет «длинным выводком, поездом журавлиным». Еще ярче сравнение «журавлиный клин». Но оно имеет под собой и реальную основу.
Корабли в те далекие времена, когда выходили в военный поход, действительно выстраивались клином. Особое внимание так же следует обратить на эпитет «тугие паруса». Он указывает на то, что корабли готовы к выходу в море.
Мандельштам также упоминает царей, на головах которых — «божественная пена». Это говорит, как мне кажется, об их величии и силе. Цари здесь уподоблены греческим богам. Кроме того, складывается ощущение, что боги Олимпа одобряют этот поход в «чужие рубежи» за Еленой. В свое стихотворение Мандельштам так же вводит образ «моря черного», которое, «витийствуя, шумит».
Я думаю, данный образ придает стихотворению большую яркость и ощущение реальности происходящего. Следует обратить внимание и на лексику, используемую в этом стихотворении. В произведении больше всего имен существительных: паруса, корабли, пена, голова, море. Но есть и отвлеченные понятия: бессонница, любовь. Я считаю, что в стихотворении эти слова ключевые, так как они необходимы для понимания его идеи и темы.
На синтаксическом уровне в стихотворении много назывных предложений, особенно в первой строке: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».
На мой взгляд, такие предложения вводят нас в мир произведения. В стихотворении есть также и риторические вопросы. Они говорят об особом состоянии лирического героя. Он находится в задумчивости, в размышлениях, философствует. «Илиада» Гомера становится для лирического героя чем-то загадочным, непостижимым и прекрасным одновременно.
Он чувствует свою причастность к далеким событиям, ко всему мировому процессу. Стихотворение Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» является размышлением героя и поэта об истине, о прекрасном, о смысле жизни, о законах Вселенной.
Любовь — вот то, что пробуждает человечество к действиям. В этом, на мой взгляд, и проявляется преемственность поколений.
Анализ стихотворения О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»