• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Анализ стихотворения Пушкина А. С. «Зимнее утро»

 

Анализ стихотворения Пушкина А. С. «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена.

Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» , написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом.

Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка оканчивается ударным слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки. Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зимним снегам.

Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа — это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна.

Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом. Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна деревенского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.

И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня? Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти картины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями . В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где говорится о вчерашней непогоде. Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная.

Все окрашено в грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот вам и простая, но много говорящая метафора.

Вьюге придана черта человеческого характера. Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом.

Какая наблюдательность и какая точность видения! До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа.

Вслушайтесь в эти строчки: Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня , но и слышите потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р].

Этот прием звукописи получил название аллитерации. Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы. «… предадимся бегу нетерпеливого коня». Опять емкое и выразительное художественное определение.

Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом! А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня». Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений?

Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье. У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.



Анализ стихотворения Пушкина А. С. «Зимнее утро»

Другие сочинения по теме:

  1. Тема: «Зимнее утро»; А. С. Пушкина. Лингвистический анализ Стихотворение изучают в школе как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств...
  2. «Зимнее утро» анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его...
  3. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…» Сочинение по русскому языку 9 класс. Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в...
  4. Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…» Поэзия Фета — одна из вершин русской лирики. Фет считал, что поэтическое искусство должно воспевать только прекрасное. Повседневная жизнь скучна,...
  5. Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…» Фет — это поэт девятнадцатого века. Афанасий Фет написал произведение, которое называлось и называется по сей час «Это утро, радость...
  6. Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье «Я помню чудное мгновенье» — известное стихотворение А. С. Пушкина, которое он посвятил своей Музе — красавице Анне Керн. В...
  7. «Безумных лет угасшее веселье…» анализ стихотворения Пушкина Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» было написано Пушкиным 8 сентября 1830 года в Болдино. Александр Сергеевич дал ему жанровое название...
  8. Анализ стихотворения Пушкина А. С. «Во глубине сибирских руд» Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда...
  9. «Я пережил свои желанья…» анализ стихотворения Пушкина История создания Стихотворение «Я пережил свои желанья» написано в 1821 году, когда Пушкин был в южной ссылке. Это тяжелый период...
  10. Анализ Стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Это, пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина. Содержание его выражено в простой и доступной форме. Но известно, что простота...
  11. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт» Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии...
  12. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Заклинание» Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Заклинание» — одно из наиболее известных произведений в любовной лирике поэта. Оно было написано в 1830...
  13. «Осень» анализ стихотворения Александра Пушкина История создания Как и многие наиболее знаменитые творения поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, стихотворение «Осень» было написано с осенние...
  14. Анализ стихотворения Пушкина «Когда за городом, задумчив, я брожу…» Стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…» удалось опубликовать П. В. Анненкову лишь в 1857 году в VII дополнительном томе...
  15. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!..» — написал об А. С. Пушкине Тютчев. И эти слова оказались пророческими....
  16. Анализ стихотворения Пушкина «Воспоминание» Примером философской лирики Пушкина последекабрьского периода были лирические пьесы-признания, одним из лучших образцов которых явилось стихотворение 1828 г. «Воспоминание». Это...
  17. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту» Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие...
  18. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» Школьное сочинение по литературе. Рекомендовано для 9 класса. Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен...
  19. Анализ стихотворения Пушкина «Анджело» Для Пушкина единственным — на всю жизнь — действительным пристанищем, оплотом было его творчество. В творчестве все было для него...
  20. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Языкову» Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «К Языкову» написано в 1824 году, когда поэт находился в ссылке в Михайловском. Оно имеет форму...
« Твір на тему Українська мова
Щоб не хворіти в холодні зимові дні »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения