Анализ стихотворения Владимира Самийленко «Человечность»
Широкую популярность приобрело произведение «На печи» , написанное в 1898 году. Это острая сатира на господ-«патриотов», которые выдают себя за защитников прав украинского народа. В стихотворении изображен образ господина-«патриота», который, не слезая с печи, защищает родной край. Он считает себя настоящим патриотом, так как лежит не на чужой, а на украинской печи, откуда «воюет» с народными супостатами в мечтах: «И в мечтах созываю многочисленные полки…».
Стихотворение В. Самийленко «Эльдорадо» пользовалось неизменной популярностью среди студенческой молодежи благодаря своей острой разоблачительной направленности. Начав произведение словами о далекой и счастливой стране, поэт завершает его словами о Русской империи, населенной многими бесправными народами:
Там живет племен всяких Престрашная мешанина, И за то тот край зовется Русь единая, Русь единая.
Ряд сатирически-юмористических стихотворений В. Самийленко — это переработка библейских сюжетов в плане их юмористического осмысления и сатирического направления. К таким поэзиям принадлежит «Божий пример» . Это стихотворение стало хрестоматийным, а строки его: «Работай, Иван, и не говори о усталости», «Одно создавать языком, а другое — переть плуг» стали крылатыми образцами остроумного народного юмора.
Как и С. Руданский, В. Самийленко окрашивает свои юморески искристым народным юмором, показывает в лице простого труженика сообразительность и естественный ум, способность отстоять свое человеческое достоинство.
Поэзия «Человечность» написана в 1893 году. Подобно Лермонтовской «Думе» в произведении Самийленко затронуты важные морально-эстетические проблемы: человек и технический прогресс, место и роль духовных ценностей в человеческой жизни. Поэт за развитие культуры, высоких духовных порывов, Но в то же время видит, как машинный век убивает в человеческих душах «наилучшие порывы, горячие чувства».
Он выступает против «холодных соображений», «размеренной жизни», которые вытеснили «глубину мыслей» и «силу порывов». В. Самийленко призывает возвеличить в песнях простых людей с большой душой и пылким сердцем, воспеть человека-творца, а не влюбленных в себя мещан:
Мы рады за прогресс, и вот ко всем странам Мы на спектакли идем с культурностью своей. Когда же то будет время, что больше, чем машин, Мы выставим людей с высокой душой?
Поэт большой человеческой души, В. Самийленко тонко ощущал красоту родного края. Настоящим шедевром любовной и пейзажной лирики стала его «Вечерняя песня» . Это один из самых завершенных в художественном отношении произведений, музыку к которому написал К. Стеценко. Мастерски использованные художественные средства оказывали содействие созданию приподнятого и задушевного настроения вечерней порой:
Тихенький вечер На землю спадает, И солнце садится В темненькую рощу. Ой солнышко ясное, Неужели ты устало, Или ты разгневилось? Еще не ложись!
Искренность, простота, непосредственность пейзажного рисунка оказывают содействие автору в достижении большой силы эстетичного влияния. Нужно обратить внимание на то обстоятельство, что поэма «Герострат» была издана отдельной книгой. Это первая ласточка, которая известила литературную общину о рождении настоящего национального поэта, взволнованного и страдающего за народное горе. Этой же поэмой открывался и сборник «Из поэзий Владимира Самийленко». Кроме поэмы «Герострат», в сборник вошли поэзии «Грешница», «Наиболее дорогая жемчужина», «Элегии» — перевод с Беранже.
Это были неоценимые образцы лирики нескольких жанровых форм: пейзажной, гражданской, любовной.
Анализ стихотворения Владимира Самийленко «Человечность»