Анализ стихотворения Заболоцкого «Лесное озеро»
Стихотворение «Лесное озеро» (I, 198) — подлинный шедевр, жемчужина лирики Н. Заболоцкого. Написано стихотворение в 1938 году. Экспозиция стихотворения дает нам возможность увидеть мир природы, в которой царствует закон взаимного уничтожения, войны всех со всеми. Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья, Где пьют насекомые сок из растенья, Где буйствуют стебли и стонут цветы, Где хищная тварями правит природа, Пробрался к тебе я и замер у входа, Раздвинув руками сухие кусты.
Этот лик природы, явленный человеку, представляет собой вариацию тех представлений, которые были характерны для раннего творчества Заболоцкого. Вспомним хотя бы строки из поэмы «Лодейников»: Жук ел траву, жука клевала птица, Хорек пил мозг из птичьей головы, И страхом перекошенные лица Ночных существ глядели из травы.
Интересно, что в анализируемом нами отрывке «буйство стеблей», и «стон цветов», и «битвы деревьев», и «волчьи сраженья» как бы заслоняют кажущуюся вполне невинной строчку о том, как «пьют насекомые сок из растенья». Но эта строка «невинна» только на первый взгляд. Образы еды и питья у раннего Заболоцкого всегда однозначно связаны со смертью, и цитата из поэмы «Лодейников» показывает нам, что взаимная цепь пожирания отравляет видимую красоту и гармонию природы, в которой зло и добро неотделимы друг от друга.
Но вот оказывается, что в этой самой косной и страшной природе выделяется некий особый участок, живущий по законам, отличным от законов «хищной природы». Это — лесное озеро. Интересно проследить все метаморфозы этого образа, которые мы встречаем в стихотворении. Итак, в самом его начале озеро — «хрустальная чаша во мраке лесном». Далее образ озера трансформируется, и перед нами — целомудренная невеста «в венце из кувшинок, в уборе осок, в сухом ожерелье растительных дудок». Интересно, что рядом с озером изменяются и сами законы жизни «хищной природы»: Но странно, как тихо и важно кругом! Откуда в трущобах такое величье? Зачем не беснуется полчище птичье, Но спит, убаюкано сладостным сном? (I, 198)
Дальнейшая трансформация образа лесного озера идет по двум смысловым направлениям. Во-первых, «хрустальная чаша» превращается в купель, по краям которой, как свечи, стоят сосны, «смыкаясь рядами от края до края». Во-вторых, перед читателем последовательно разворачивается сравнение озера с оком больного человека: Так око больного в тоске беспредельной При первом сиянье вечерней звезды, Уже не сочувствуя телу больному, Горит, устремленное к небу ночному. (I, 199)
Если вдуматься в это сравнение, то первое, на что мы обращаем внимание, — это скрытое отождествление больного тела человека с «больным телом» природы, и только око, несущее в себе духовное начало, предчувствует иную жизнь, жизнь, соединенную не с землей, а с небом. Это око и есть озеро. Следовательно, закон жизни «лесного озера» иной, чем закон жизни окружающей его «больной» природы, и этот закон — духовен по своей природе, которая жаждет исцеления. Последняя строфа стихотворения («И толпы животных и диких зверей, Просунув сквозь елки рогатые лица, К источнику правды, к купели своей Склонялись воды животворной напиться») дает нам надежду на то, что зло, лежащее в глубине природы, может быть преодолено и исцелено. Потрясающая по своей силе и метафорической дерзости строка о животных, которые, «просунув сквозь елки рогатые лица», склоняются к животворной воде, тоже показывает нам, что между озером и остальной природой — некая метафизическая преграда, которую нужно преодолеть. Эта преграда существует потому, что два пространства — пространство природы, коснеющей во зле, и пространство озера, соединяющего в себе Истину, Добро и Красоту, так отличаются друг от друга, что их разделяет частокол елок. Сквозь него нужно прорваться, преодолеть эту преграду.
Интересно, что в стихотворении «Бетховен» мы встречаемся с похожей смысловой формулой. Прорыв к «мировому пространству» так описан Заболоцким: Дубравой труб и озером мелодий Ты превозмог нестройный ураган, И крикнул ты в лицо самой природе, Свой львиный лик просунув сквозь орган. (I, 198)
Характерна для этого стихотворения и лексика света, которая пронизывает все пространство этого текста. «Хрустальная чаша» только «блеснула» в начале этого стихотворения, а потом озеро «в тихом вечернем огне» «лежит в глубине, неподвижно сияя», «бездонная чаша прозрачной воды сияла и мыслила мыслью отдельной».
Этот без преувеличения неукротимый поток света льется на читателя из самых разных стихов позднего Заболоцкого. В стихотворении «Соловей» природа уподобляется «сияющему Храму», «сияющий дождь на счастливые рвется цветы» в стихотворении «Гроза», «блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений» в стихотворении «Еще заря не встала над селом», «колеблется розовый, немигающий утренний свет» в стихотворении «В этой роще березовой». Эти примеры можно продолжать и продолжать. Произошло возвращение Заболоцкого к традиционной метафизике света, который преображает, просветляет, оживляет материю. Поэтическая мысль Заболоцкого в стихотворении «Лесное озеро» близка богословскому пониманию Крещения. Крещение — новое рождение человека, рождение духовное. Природа, которая припадет к озеру, как к купели, тоже должна родиться заново. Анализ стихотворения Заболоцкого «Лесное озеро»
Анализ стихотворения Заболоцкого «Лесное озеро»