• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч»

 

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч»

Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» повествует о трагическом превращении человека в обывателя. Произведение имеет четкую композицию , которая помогает передать постепенную деградацию главного героя — земского врача Дмитрия Ионыча Старцева. Вторая глава рассказа показывает нам «начало падения» героя.

Автор показывает, что жизнь Старцева постепенно погружается в рутину и пустоту провинциального города. Молодой герой сопротивляется этому насколько может, поэтому вынужден проводить все свое время в одиночестве: «Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве». Одной из немногих радостей для Старцева, по его мнению, должно было стать общение с «самой образованной и интересной» семьей города — с Туркиными. После долгого перерыва он возобновляет общение с ними — как врач, лечащий Веру Иосифовну от мигрени.

Изменилось ли что-то в жизни этой семьи? Автор показывает, что нет, их жизнь так же «подернулась» рутиной, как и все в городе С.: Котик играла свои «утомительные экзерсисы на рояле», «Иван Петрович рассказывал что-то смешное»… Но в жизни Старцева произошли изменения: он увлекся Екатериной Сергеевной. Девушка делала вид, что не замечает чувств молодого врача.

И действительно, зачем они ей, когда Котик грезит о столице и о будущем великой пианистки? Она снисходительно принимала ухаживания Старцева — ведь любой девушке это приятно, однако не воспринимала их всерьез. Чехов показывает, что герой во многом придумал себе Котика, идеализировал ее: «Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам».

Была ли такой Екатерина Сергеевна на самом деле? Чехов передает нам диалог, который проясняет ситуацию. Старцев спрашивает Котика о последней прочитанной ею книге. Девушка отвечает: «Писемский. «Тысяча душ». И что же она может сказать об этом произведении?

Только то, что Писемского звали «очень смешно» — Алексей Феофилактыч! И еще одна деталь подтверждает то, что Екатерина Сергеевна, скорее, «казалась», чем «была» — «…во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом». Так же и на этот раз Котик убежала, оставив Старцеву на прощание записку. В ней она назначала герою свидание — на кладбище, «в одиннадцать вечера», «возле памятника Деметти». Это приглашение вызвало в Дмитрии Ионыче всплеск различных чувств и сомнений, которые главным образом сводились к одному — «Что подумают и скажут люди об этом свидании и романе с Екатериной Сергеевной в целом?» Однако жажда любви и новых эмоций заглушает на время «голос разума» героя и он отправляется на кладбище.

И здесь, в этом месте, далеком от мирской суеты, Старцев испытывает неожиданные для себя чувства. Впервые в жизни он почувствовал умиротворение, покой, гармонию, слияние со всем окружающим: «…мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную». Но вскоре это состояние переросло у героя в другое — в «глухую тоску небытия, подавленное отчаяние…» Быть может, то, что чувствовал Старцев на кладбище, — это метафора его пребывания в городе С., отражение его внутренних чувств, с которыми он жил все это время?

В суете дня не было времени и возможности почувствовать «крик души», отчаяние от прозябания, к которому сводилась жизнь врача Старцева. И это состояние проявилось именно здесь — ночью, на кладбище. Но мысли героя были заняты другим — он ждал Котика, уже воображая себе предстоящее свидание. Чехов показывает, что его герой жаждал любви, что он способен испытывать страсть, желание, сильные эмоции: «Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало».

Но это состояние продлилось недолго. Нереализованное, оно так и ушло в глубины души героя, как «луна ушла под облака». Чехов пишет, что «точно опустился занавес».

Это фраза, как и многие другие во второй части рассказа, символична. Она знаменует определенный этап в жизни Старцева — душа его еще больше закрылась, еще на одну ступень деградировала, еще немного приблизила врача Старцева к Ионычу. Об этом свидетельствует и последняя мысль героя, которой завершается глава: «Ох, не надо бы полнеть!» Резкий переход от возвышенных мыслей к сугубо материальным, прозаическим и даже сниженно-физиологическим подтверждает нравственную деградацию Старцева.

Таким образом, вторая глава рассказа «Ионыч» повествует об определенном этапе «падения» доктора Старцева. Мы видим, что, несмотря на стремления этого человека к сильным эмоциям, насыщенной жизни, «вирус» обывательщины уже силен в нем и, в конечном итоге, одержит победу. Это очень хорошо проясняет сцена на кладбище, где с помощью тонких деталей Чехов показывает, что разрушающая рутина жизни уже победила героя.

Мы понимаем, что теперь его ожидает только один путь — путь вниз.



Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч»

Другие сочинения по теме:

  1. Анализ рассказа «Ионыч» А. П. Чехова Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной критике в периодической печати того времени. Сразу же после публикации произведения в 1898...
  2. Анализ рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Главный герой рассказа — Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч. В сюжете рассказа нет ничего...
  3. Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Творчество А. П. Чехова — новая стадия в развитии русской литературы. В своих произведениях писатель продолжил рассмотрение проблемы личности и...
  4. Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся… А. П. Чехов Рассказ Чехова из пяти глав, и каждая из...
  5. Анализ рассказа Чехова Ионыч Рассказ Антона Чехова » Ионыч » был подвергнут сильной критике. Сразу после публикации в 1898 год, в сторону произведения посыпались...
  6. Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Что важнее — жить Или притворяться, что живешь? П. Коэльо Рассказы А. П Чехова просты, коротки, но за этой видимой...
  7. Герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач. Его история — постепенное превращение внутренне подвижного, живого человека в монстра равнодушия. Жизнь И. прослеживается...
  8. О рассказе «Ионыч» А. П. Чехова В этом рассказе Чехов описал крушение человека, побежденного той самой обывательской пошлостью, которая ему самому так ненавистна и которую он...
  9. Анализ второй главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах» Владимир Маяковский открыл целую эпоху в истории русской и мировой поэзии. В его творчестве запечатлелось становление нового мира, рожденного в...
  10. Анализ главы 3 второй части книги первой романа М. Шолохова «Тихий Дон» «Тихий Дон» Шолохова — роман-эпопея, изображающая жизнь простого народа в переломный момент исторического развития страны. Значительную часть произведения занимают сцены...
  11. Анализ второй главы романа «Евгений Онегин» Вторая глава посвящена в основном Ленскому. Содержание ее: занятия Онегина в деревне, его взаимоотношения с соседями; характеристика Ленского, его любовь...
  12. Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в «футляр», полное...
  13. Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова «Анна на шее» и «Ионыч» Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в самом начале 80-х годов XIX века. Эта эпоха была бедна крупными историческими...
  14. Анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий», план Произведение «Толстый и тонкий» по жанру является рассказом. В нем проявляются отличительные черты стиля Чехова: емкость, лаконичность, выразительные детали, быстрое...
  15. Сочинение на тему: Духовная деградация личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял...
  16. «Душечка», анализ рассказа Чехова Рассказ «Душечка», написанный в 1899 г., относится к последнему периоду творчества А. П. Чехова. Особенностью рассказа является многозначность образа главной...
  17. «Дорогая собака», анализ рассказа Чехова Рассказ «Дорогая собака», написанный Чеховым в 1885 году, относится к раннему периоду творчества писателя. Середина 1880-х гг. — время расцвета...
  18. Анализ рассказа Чехова Смерть чиновника В 1883 году в известном журнале под именованием «Осколки» был опубликован рассказ незабываемого писателя Антона Павловича Чехова — «Смерть чиновника»,...
  19. Анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов на примере друзей детства высмеивает такие человеческие пороки, как чиннопоклонство и лицемерие. Два друга...
  20. «Каштанка», анализ рассказа Чехова Антон Павлович Чехов специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался,...
« Конспект урока русского языка «Удивительное путешествие в страну Букварию»
Сочинение на тему: почему сказка нужна ни только детям, но и взрослым сочинение рассуждение »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения