Антикрепостническая идеология Чацкого в комедии «Горе от ума»
Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. Недаром речи Чацкого воспринимались как агитационные, как изложение общественной программы. В этом смысле еще современная критика справедливо называла «Горе от ума» политической комедией.
Свободолюбие Чацкого формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. Его биография типична для передовой дворянской молодежи 10-20-х годов.
«Высокие думы» для него, как, например, и для Рылеева и других декабристов, были выше всего. Сначала он едет путешествовать, надолго оставляя Софью, а позднее, не задумываясь, идет на резкое столкновение с Фамусовым, хотя понимает, что это грозит ему потерей Софьи. В этом высоком понимании общественного долга — одна из светлых и сильных сторон личности Чацкого. Отвлеченно изображавшаяся в драматургии XVIII в. трагическая коллизия между долгом и чувством стала для многих русских либералистов живой и реальной. Чацкий попадает в Петербург как раз в ту пору, когда там зарождалось движение либералистов, сначала еще неопределенное по программе и планам, но полное вольнолюбивых надежд и свободомыслия. В этой обстановке и сложились взгляды, стремления и ум Чацкого.
Он интересовался литературой. Даже в Москву до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Увлечение литературой было типичным для свободомыслящей дворянской молодежи. Многие из декабристов были литераторами. Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает «с министрами связь». Однако ненадолго. В комедии ясно сказано, что «с министрами связь» закончилась у Чацкого разрывом («потом разрыв»). Таких примеров «неуспеха по службе» у передовых людей из дворянской молодежи было множество. Порвал с высокими кругами Чаадаев, отказавшись от блестящей карьеры, вышел в отставку в 1820 г. декабрист Никита Муравьев. Оба не согласны с политикой правительства, а гордость и высокие понятия о чести не позволяли им прислуживаться. Чацкий хотел служить, но делу, а не лицам: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
После этого Чацкий отправился в деревню. Здесь он, по словам Фамусова, «наблажил». Очевидно, эта «блажь», приведшая к «оплошному управлению» имением, означала гуманное отношение к крепостному крестьянству и те прогрессивные хозяйственные реформы, которые предпринимали некоторые декабристы, например Якуш-кин, желавшие хоть чем-нибудь облегчить крепостную неволю. Возможно, что Чацкий, подобно Евгению Онегину, гнет барщины «оброком легким заменил».
Затем Чацкий уехал за границу. На путешествия стали тогда смотреть косо, как на проявление либерального духа и оппозиционной независимости. Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело несомненное значение для их идейного развития. Но этот фактор не следует переоценивать. Биография грибоедовского героя свидетельствует, что еще до своего путешествия за границу он сложился как типичный представитель раннего периода декабристского движения. Высокие стремления Чацкого проявились задолго до отъезда из Москвы. Его любовь к «высокому», вольнолюбие порождены русской действительностью. Они — выражение его патриотических чувств, благородной вражды к барским нравам, к крепостнической морали. Подобно самому Грибоедову, он видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении родине.
Таким образом, Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально-исторические истоки русского освободительного движения 20-х годов, типические обстоятельства формирования декабриста. В комедии мы встречаемся уже со зрелым Чацким, у него сложившиеся идеи, определенные нравственные требования.
Чацкий — гуманист, защитник свободы и независимости личности. Рабство, крепостничество вызывают в нем резкий, решительный протест.
Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа. В противовес клеветническим утверждениям помещиков-крепостников о крепостном крестьянстве Чацкий говорит о бодром, умном, т. е., по фразеологии декабристов, свободолюбивом народе,
В «Горе от ума» сформулирована идея национальной самостоятельности русского народа и решительно отвергнута мысль о подчинении культурного развития России иноземному влиянию. Резкий протест Чацкого вызывает дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В нем грибоедовский герой видел проявление ненавистного ему аристократического космополитизма, пренебрежения дворян к своему родному, русскому. В комедии отмечается пропасть между дворянско-крепостническим обществом и народом и проводится мысль о громадном значении развития национальной культуры. Чацкий говорит в своем знаменитом монологе о «французике аз Бордо» о горячей привязанности простого народа к своей родине, к своим национальным обычаям и языку. Патриотические идеи Чацкого воплощали революционный патриотизм декабристов, их борьбу за национальную самобытность русской культуры. Так, например, протест Чацкого против «нечистого духа», «пустого, рабского, слепого подражанья» прямо перекликается с рылеевским призывом к литераторам «стараться уничтожить дух рабского подражанья», царивший в дворянской среде.
Вместе с тем в патриотизме Чацкого нет ничего ограниченного, враждебного передовой культуре других наций. Он коренным образом отличается от лжепатриотизма Фамусова, вызванного боязнью влияния прогрессивных идей западноевропейского просветительства. Понятие подлинной чести патриота, истинного сына отечества неразрывно связывалось у грибоедовского героя с желанием вольности, с ненавистью к самовластию, к крепостникам-вельможам, которые, будучи «грабительством богаты», выдавали себя за отцов отечества.
Антикрепостническая идеология Чацкого в комедии «Горе от ума»