Антон Павлович Чехов — биография. Краткое изложение текста
Антон Павлович Чехов — писатель, родился 29 января 1860 года.
Антон Чехов родился в г. ТаганрогеТаганрог — город в Российской Федерации, Ростовская области, расположен на северо-восточном берегу Таганрогского залива Азовского моря, в 67 км к западу от Ростова-на-Дону. Морской порт. Железнодорожная станция.
Население 282,1 тысяч человек . Основан в 1698 году. Город с 1775 года. …Начальной грамоте он учился в школе вместе с детьми ремесленников, матросов, портовых грузчиков..
В 1868 году Антоша поступил в приготовительный класс Таганрогской гимназии. В свободное от уроков время он должен был помогать отцу, «приучаться к торговле».
«Чехов рос живым, остроумным мальчиком. Он много читал, увлекался театром и сам разыгрывал перед братьями и знакомыми целые сцены. Особую радость ему доставляли забавные рассказы, которые он читал прямо-таки мастерски.
В 1876 году Чеховы разорились, продали лавку и переехали в Москву. Антон Павлович остался в Таганроге заканчивать гимназию. Отец не мог помогать юному Антоше, так как служил конторщиком, и Чехову пришлось самому зарабатывать на жизнь уроками.
Так прошли три года. После окончания гимназии Антон Павлович приехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета.
С первых дней переезда в Москву Антону Павловичу и двум его братьям Николаю и Михаилу пришлось зарабатывать, чтобы содержать семью. Молодой Антон Чехов начал писать маленькие рассказы в юмористические журналы». Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. — Казань: Татарское книжное издательство, 1977, с.337
Антон Чехов — почетный академик Петербургской АН . Начинал как автор фельетоновФельетон — — жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало. Общие приметы — актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая «бесплановость», легкость, непринужденность композиции, пародийное использование художественных и внехудожественных жанров и стилей.
Своеобразие фельетона связано преимущественно с тем, что он относится к «смешанному» художественно-публицистическому жанру по методам обработки фактов и по отношению к факту, по целям. Контуры жанра, его содержание и функции исторически изменчивы.
Рождение фельетона относят к 28 января 1800 года, когда в парижскую газету «Журналь де деба» был впервые вложен дополнительный листок , в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, сообщения о модах, шарады, словом, не политические, не официальные материалы. и коротких юмористических рассказов . Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других . В рассказах «Бабье царство» , «Мужики» , «В овраге» показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата №6» , «Человек в футляре» . В пьесах «Чайка» , «Дядя Ваня» , «Три сестры» , «Вишневый сад» , поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего.
Главный герой Антона Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.
Семья. Учеба. Антоша Чехова Антон Чехов родился в многодетной семье купца третьей гильдииГильдии — в широком смысле различные ассоциации в Западной Европе, особенно в период раннего средневековья; в более узком смысле — объединения купцов ., владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле.
К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевилиВодевиль — легкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина водевиля — Франция. Название происходит от долины реки Вир , где жил в 15 веке народный песенник О. Баслен.
Вначале водевилями называли песенки в ярмарочных комедиях 1-й половины 18 века.
Как самостоятельны театральный жанр водевиль сложился в годы Великой французской революции и вскоре получил общеевропейское распространение. Классики французского водевиля — Эжен Скриб и Эжен Марен Лабиш, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.
После поступления на медицинский факультет Московского университета литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами .
Вхождение Антона Чехова в «большую» литературу После окончания университета Чехов, работая уездным врачом, продолжает «многописание»: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи» .
Художественные открытия Чехова Новый этап в творческой биографии Чехова — «вхождение в литературу» — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина «Новое время» , где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника «В сумерках» , выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики . В том же 1887 пьесой «Иванов» Антон Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.
Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести «Степь», опубликованной в 1888 в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.
Поездка на Сахалин В 1890 Антон Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» , написанная в жанре «путевых записок»; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.
Литературная репутация Антона Чехова В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» , газетах «Новое время» и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники , которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме» и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него «общей идеи» воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть «Палата N 6» , за которой было признано бесспорное общественное значение.
В целом же за Антоном Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.
Проблематика рассказов В многочисленных рассказах этого времени Антон Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма , социального дарвинизма , радикального народничества ; решает волновавшие общество вопросы семейных отношений , аномальных явлений психики и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
Новаторство драматургии Чехова Одновременно Антон Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили , комедию «Леший» . В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев.
В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами , в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст.
Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра закончилось провалом , и только постановка Московского Художественного театра открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес осуществлялись только на сцене этого театра.
Последний период творчества Антона Чехова В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Антон Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Антон Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта . Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» , «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» . В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни .
Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Антон Чехов умер 15 июля 1904 года.
Значение творчества Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара…
Антон Павлович Чехов — биография. Краткое изложение текста