Апокалипсическое видение событий Войны в стихотворении «Фуга смерти»
Одно из самых трагических событий ХХ столетия — Вторая мировая война — оставила глубокий след в сознании миллионов людей, которые живут на разных континентах и говорят на разных языках. Масштабы этой трагедии не имели аналогов в мировой истории. Как никакое другое событие, эта война приобрела разнообразное трактование в литературе. Выдающегося австрийского поэта Рафаэля Целана события тех лет затронули непосредственно. Он родился в 1920 году в Черновцах (тогдашняя территория Румынии) в семье еврейского коммерсанта. После окончания школы Рафаэль едет во Францию для того, чтобы изучать медицину. Но начатая война разрушает его планы: Франции угрожает фашистская оккупация, и поэт возвращается в родной город, где учится в одном из университетов. Когда в 1940 году в Черновцы вошли советские войска, Целан изучал русский язык и работал переводчиком. Но уже через год немецкий оккупационный режим добрался и до Черновцов.
Родители поэта как евреи были депортированы в концлагерь: оттуда вернуться им было не суждено. Сам Рафаэль Целан попал в трудовой лагерь, но ему удалось выжить. События Второй мировой войны оказали значительное влияние на все дальнейшее творчество Рафаэля Целана. В 1948 году выходит первая книга Целана «Пепел урн», в 1952 — сборник «Мак и память». Тема войны — определяющая для обоих сборников Рафаэля Целана, ведущим жанром этих книг является жанр элегии. Оплакивание погибших, память о страшных событиях, которые поэт пережил сам, ужас войны — все это основа произведений Целана. Но в отличие от классических образцов элегического жанра Целан вносит в свои стихи апокалипсические мотивы, связанные с авторским мировосприятием. Целан рассматривал Вторую мировую войну как «последний акт истории», после которого должен состояться Страшный суд. Такое настроение характерно и для созданного Целаном.
Один из центральных стихов обоих сборников — «Фуга смерти». Жанровое определение «Фуга» связано с музыкой. Фуга — это музыкальное произведение имитационно-полифонического характера. В фуге одна и та же тема воплощается в разные голоса. Этот принцип — основа композиционного построения стиха Целана. Поэзия, как и музыкальное произведение в жанре фуги, должна, прежде всего, вызвать эмоциональное волнение. Для этого автор создает образы, построенные на свободных ассоциациях, повторах, и достигает впечатляющего результата.
Стих передает состояние шока. Насыщенный повторяемыми и вариативными согласно жанровым законам фуги образами, стих объявляет читателя, передает почти физическое ощущение боли. Вместе с тем именно благодаря многозначности образов стиха у читателя возникает параллель с книгой Апокалипсиса, что отвечает авторскому видению событий Второй мировой войны. Вся жизнь Рафаэля Целана наполнена невыразимым трагизмом, который определил тональность его творчества. Кровавые социальные трагедии ХХ ст., ужасные события Второй мировой войны сформировали мировоззрение, которое называют «апокалипсическим». Один из главных тезисов творчества Целана, который развивается в большинстве его поэтических произведений, — после Освенцима люди обречены жить в отрезке времени, когда последний акт истории уже завершился, а Страшный Суд отложен на неопределенный срок. Ведущий принцип поэтики Целана — ассоциативная образность.
Образы его поэзии влияют скорее эмоционально, чем побуждают к раздумьям. Но целановские стихи эмоциональны настолько, насколько может быть эмоциональным шок. Лирика Целана — это противостояние и сосуществование памяти и забвения: память принуждает страдать от боли и ужаса, но забыть все — невозможно. Одним из известнейших произведений П. Целана стала «Фуга смерти». Эта поэзия отмечается странным объединением разных не только поэтических жанров, а и видов искусства. Для усиления эмоционального влияния Р. Целан использует форму музыкальной фуги. Фуга — многоголосое полифоническое произведение, основанное на приемах имитации, т. е. одна и та же самая тема поочередно изменяется и подается в разных голосах. По строению фуга состоит из трех основных разделов. В первом тема проводится во всех голосах. Вторая часть строится более свободно: тема развивается поочередно в разных голосах. В заключительном разделе фуги утверждается главная тональность произведения. По этим принципам строится и композиция «Фуги смерти» Целана.
Особенности синтаксиса поэзии подчеркивают ее «музыкальную организацию»: лишенный разделительных знаков, текст польется, творя скорбную мелодию, в которой разные голоса оказывают содействие развитию и усилению основной темы. Как и музыкальное произведение, «Фуга смерти» вызывает в первую очередь эмоциональные переживания, шок, и лишь потом читатель старается осознать значение образов, ассоциации, которые они вызывают. Именно из этих ассоциаций и начерчиваются тема, мотивы произведения. Уже название поэзии предусматривает сложный и неоднозначный ассоциативный ряд.
Например: фуга — Бах, слава и гордость — духовное, вечное, прекрасное — орган. Эти ассоциации сосуществуют и противостоят в названии слову «смерть» во всех его значениях. Так подсознательно определяется читателем основная тема произведения. В тексте «Фуги смерти» ассоциативные образы, подсказанные названием, приобретают новые абрисы и порождают новые ассоциации. Целиком правомерно воспринимать эту поэзию как модернистское изображение трагедии Холокоста: образы «черного молока рассвета», «могил в воздухе» порождают ассоциации с крематориями, в которых гибли миллионы невинных людей, только потому, что они евреи; а образ «одного мужчины, что живет в доме», «играет со змеями», «свистит на евреев», «хватается за железо в кобуре» разоблачает сущность фашистской идеологии, которая несет смерть всей человеческой цивилизации. «Трагедия Освенцима» осознается не как национальная трагедия евреев, а как всемирная.
Это подчеркивает и образ Суламиф и другие образы, которые являются сквозными в поэзии и символизируют богатейшую гуманистическую культуру, которую подарила человечеству немецкая и еврейская нации. Орган-Крематорий, на котором «из Германии мастер» играет «фугу смерти», уничтожает и «золотистую косу Маргариты», и «пепельную косу Суламиф».
Изменения слова, его преобразование, метаморфозы в эпоху, которая не подлежит описанию, — одна из главных тем творчества Целана. Для поэта Освенцим — абсолютно исключительный факт, который определяет любой человеческий опыт, но не способен сам стать опытом. Язык прошел через то страшное время, но не дал слов для изображения того, что происходило. Поэт с ужасом и отчаянием вынужден признать — язык не способен на «акт правосудия». Именно потому, что нет слов для достоверного, буквального воспроизведения реальности, Освенцим скрывается в потоке времени как страшное, но целиком естественное событие.
Отсюда походит отказ поэта «поэтизировать мир», «тенденция к молчанию», а «шок непонятного» становится у Целана средством противостояния традиционным и конвенционным средством литературы. В поэзии «Фуга смерти» Р. Целан средствами разных видов искусства попробовал передать трагедию Холокоста. Образы его не имеют однозначного трактования, так как поэт должен был признать, что «выговорить», найти соответствующие этой трагедии слова поэзия почти не способна.
План сочинения
«Апокалипсическое» мировоззрение поэта. Ассоциативная образность как ведущий принцип поэтики Р. Целана. o Образ фуги в поэзии. o Символическое значение образов Суламиф и Маргариты. o Напряженная эмоциональность стихов Р. Целана.
Апокалипсическое видение событий Войны в стихотворении «Фуга смерти»