Армандо Паласио Вальдес (Armando Palacio Valdes, 1853-1938)
Армандо Паласио Вальдес (Armando Palacio Valdes, 1853-1938) — астурийский романист тяготеет скорее к идиллиям Переды и даже Фернан Кабальеро при описании патриархального сельского быта Астурии и Андалузии. Натуралистические черты в этих романах появляются лишь там, где описываются силы, разрушающие эту идиллию. Но и здесь все смягчается едва уловимой иронией и юмором. Социальные пороки современности, столь яростно обличавшиеся Кларином, в изображении Паласио Вальдеса кажутся поверхностными и весьма легко преодолимыми.
Тема этого произведения — конфликт между внезапно вспыхнувшим земным чувством и религиозным долгом — для Испании не нова: к ней раньше обращались Валера, Гальдос и др. Но то, что у Валеры и Гальдоса было источником трагедии и во всяком случае высокого накала страстей, У Паласио Вальдеса получает быстрое и идиллическое разрешение. Молодой галисийский врач и поэт Сеферино Санхурхо и юная послушница монастыря Сан-Сульписио Глория Бермудес, полюбив Друг друга, после разных перипетий, развивающихся на живописном фоне андалузской природы, не только сами отбрасывают всякие сомнения, но и легко преодолевают сопротивление матери Глории. Славой своей роман обязан отнюдь не остроте конфликта и сложности сюжетной интриги; читателя привлекает прежде всего пластические описания пейзажа, мастерство портретной характеристики, своеобразное сочетание сентиментальности и иронической усмешки.
В начале 90-х годов Паласио Вальдес публикует романы, в которых натуралистические черты как будто усиливаются: таковы, в частности, романы «Пена» (La espuma, 1891) и «Наездник» (El maestrante, 1893). В первом из них дана колоритная картина всеобщего разложения нравов в буржуазном обществе Мадрида; во втором повествуется о трагической истории семьи, где царит адюльтер, мать соперничает в любви с дочерью и т. д. Мрачный колорит этих романов, однако, исчезает в последующих книгах Паласио Вальдеса, среди которых можно отметить цикл романов о докторе Анхелико, фигуре явно автобиографической (три романа этого цикла увидели свет между 1911 и 1923 гг.) и роман «Потерянная деревня» (La aldea perdida, 1903). Эта книга — элегия в прозе по патриархальной идиллии, отступающей перед капиталистической индустрией, насаждающей в Астурии угольные шахты, безрадостный и тяжкий труд на которых, по мысли Вальдеса, пробуждает в людях самые дурные инстинкты.
Паласио Вальдес прожил долгую жизнь, написал несколько десятков романов, которые при всех их повествовательных достоинствах свидетельствовали о начинающемся кризисе классического реализма XIX в. в Испании. Это же, хотя и совсем по-иному, обнаруживает в конечном счете и творчество Висенте Бласко Ибаньеса.
Армандо Паласио Вальдес (Armando Palacio Valdes, 1853-1938)