• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Аромат солнца в искусстве символизма

 

Аромат солнца в искусстве символизма

Урок начинается со своеобразного «погружения» — чтения стихотворения К. Бальмонта.

Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы, Все слились в единый хор, Все сплелись в один узор.

— Так утверждает один из поэтов Серебряного века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом?

Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной,

Нежно-светлоткаными Ландышами пьяными, Что победно расцвели В остром запахе земли.

— Как вы считаете, какая школа поэтов Серебряного века проявляет значительный интерес к образу солнца?

— В каких видах искусства заявили о себе символисты?

Таким образом вы открыли тему урока «Аромат солнца в искусстве символизма». Для исследования вам будут предложены два творца — поэт и живописец. Кто они, вам предлагается определить по высказываниям других людей.

1. «Если сравнивать с птицами, то это великолепный шантэклер, приветствующий день, свет, жизнь», — сказал о нем Б. Зайцев.

2. А сам он определил свою миссию так: «Я в этот мир пришел, чтобы видеть солнце».

3. М. Горький же восторгался: «…Дьявольски интересен и талантлив».

4. Один из сборников его так и называется «Будем как солнце».

И эпиграф нашего урока — это цитата «поэта с утренней душой», как сказал о Бальмонте другой поэт — Александр Блок:

Люди Солнце разлюбили, Надо к Солнцу их вернуть.

Союзником Бальмонта на нашем уроке будет тот, кого Ромен Роллан назвал «Колумбом душевного покоя».

Оценка же Максима Горького была проста и лаконична: «Мне… нравится тем, что он меня заставляет задумываться как литератора!»

Но были критики, считавшие художественное творчество его «работой умалишенного».

И, наконец, он так же, как и Бальмонт, духовные поиски осуществлял через символ.

Таким образом, предмет исследования обозначен: это картины М. Чюрлениса и К. Бальмонта. Идея сформулирована в вопросе: «Почему в своем духовном поиске художники обратились к образу солнца?»

— А разве в искусстве XIX века поэты, художники, композиторы не обращались к этому образу?

— Как же изменился мотив солнца в искусстве символистов?

«Вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя, — пишет В. Гаспаров в статье «Поэтика Серебряного века». — Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель? Как можно проще» На уроке мы воспользуемся советом Гаспарова и «прочитаем» картины М. Чюрлениса «Соната Солнца», представляющие цикл, состоящий из четырех частей: Анданте, Аллегро, Скерцо, Финал.

М. Чюрленис — литовский художник и композитор, который за свою недолгую жизнь написал около 300 картин, многие из которых объединены в циклы: «Знаки зодиака», «Соната моря», «Соната солнца» и другие. Он является основоположником музыкальной живописи, разработав целую науку музыки цвета. Его цикл «Соната Солнца» — результат увлечения художника астрономией:

Анданте — из хаоса появляются солнце, планеты;

Аллегро — рождение Земли;

Скерцо — пышно расцветает жизнь: необыкновенной красоты цветы, деревья, подвесные мосты;

Финал — угасание жизни. Звучит суровое предупреждение человеку: нельзя разрушать гармонию, вечная красота в созидании, а не в разрушении.

После этого ученики работают в группах, пытаясь ответить на главный вопрос урока: «Почему в своем духовном поиске символисты обращаются к Солнцу?»

Класс разделен на четыре группы. Каждой группе предложен свой материал для исследования.

1-я группа

М. Чюрленис. «Соната Солнца. Анданте» К. Бальмонт. «Сонеты Солнца»

2-я группа

М. Чюрленис. «Соната Солнца. Аллегро» К. Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 1.

3-я группа

М. Чюрленис. «Солната Солнца. Скерцо» К. Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 3.

4-я группа

М. Чюрленис. «Соната Солнца. Финал» К. Бальмонт. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»

Учащиеся работают по следующему алгоритму:

— Что объединяет эти произведения?

— Какова роль символа в каждом из них?

— Приведите примеры яркой образности в произведениях.

— Какую формулу жизни отстаивают К. Бальмонт и М. Чюрленис?

Творческие отчеты учащихся

1-я группа

— Произведения объединены строгостью формы ; оба — четырехчастные.

— Музыкальность .

— Символ Солнца — символ рождения новой жизни.

— Утверждается формула жизни: жизнь = творчество + красота .

2-я группа

— Один символ — Солнце как путеводная звезда, как светлое в жизни, как гармония в мире.

— Наполнено жизненной энергией .

— Созидательный пафос .

3-я группа

— Повышенная эмоциональность.

— Темы красоты.

— Идея: красота обладает спасительной силой. Неслучайно эпиграфом к стихотворению стали слова Ф. М. Достоевского «Красотою мир спасется!»

— Солнце — символ источника красоты, первооснова жизни.

4-я группа

— Авторская позиция выражена предельно ясно: звучит суровое предупреждение людям беречь красоту, жизнь, солнце.

— Наполнены произведения торжественной патетикой: в стихотворении через анафору, многократное использование «я» — одиннадцать раз; рефрена «Я буду петь», а в картине автор обращается к символам «колокол», «паутина». Тем самым можно утверждать, что обоих авторов объединяет отторжение «футлярной», бессолнечной жизни.

Отчеты групп обсуждаются. В результате совместными усилиями создается следующая схема.

Аромат солнца в искусстве символизма



Аромат солнца в искусстве символизма

Другие сочинения по теме:

  1. Какой смысл Пришвин вкладывает в слова «Кладовая солнца»? Михаил Михайлович Пришвин все свои произведения посвятил природе. В его повестях и рассказах явления природы оживают, наделяются свойствами, присущими живому...
  2. УТРО СОЛНЦА СОЧИНЕНИЕ ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ. За волшебной тучкой спряталась ночь, и на землю спустилось розовое утро. Вот-вот должны сойти солнце. Его лучи...
  3. Солнца ацтеков. Рождение и гибель четырех Солнц Гибель и рождение Солнц, людей, миров. Первым Солнцем стал бог Тескатлипока. Он подчинил весь мир и его обитателей. Люди первого...
  4. Закат солнца ( сочинение-описание) Когда Маленький принц из сказки Экзюпери жил на астероиде В-612, он каждый день выполнял много серьезной и важной работы: выпалывал...
  5. Нанауацин. Рождение Пятого Солнца и Луны Боги ищут того, кто станет Солнцем. После того, как свет четвертого Солнца исчез с небес, закончилась предпоследняя эпоха. Боги собрались...
  6. Об искусстве японцев «малым сказать многое». О Японской религии синтоизм В склонности японцев к миниатюрным жанрам поэзии, как в капле воды, отражается важнейшая особенность их национального мышления, которую часто называют...
  7. Заключительный урок в 6-м классе по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Этот урок проводится как заключительное занятие после изучения сказки-были «Кладовая солнца». Занятие рассчитано на два часа. В начале урока ребятам...
  8. Эпиграфы к сочинениям на тему: О любви, красоте и искусстве Любовь приносит счастье только отважным, только тем, кто, не знавшая сомнений, бросается в ее водоворот. Любовь же труса оплетенная страхом...
  9. Журнал «Северный вестник» — идеи символизма В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении, существовало два хронологически и концептуально самостоятельных потока. В 1890-е гг. заявили...
  10. Урок для 6 класса по теме: «Композиция как универсальный принцип в искусстве» Тема: » Композиция как универсальный принцип в искусстве» 6 класс Учитель изобразительного искусства МОУ «Гимназия № 87» Яковлева Марина Николаевна...
  11. Влияние символизма на ранее творчество Брюсова В процессе самоопределения поэзии Брюсова и его эстетических взглядов очень важным оказалось воздействие на него творчества Эдгара По, отчасти парнасцев,...
  12. Романтизм и реализм в искусстве XIX в В первой половине XIX в. романтизм был ведущим направлением в изобразительном искусстве. В произведениях художников-романтиков легко прослеживаются знакомые по художественной...
  13. Трактовка символизма у Блока Александр Александрович Блок (1880-1921). Блок относился к символизму более страстно, чем Брюсов. Он глубоко разделял некоторые доктрины этого течения и...
  14. Охарактеризуйте барокко как направление в литературе и искусстве В современном искусствоведении и литературоведении словом «барокко» обозначают стиль в искусстве XVII столетие, художественное направление этих пор и самую эпоху....
  15. Охарактеризуйте классицизм как направление в литературе и искусстве (особенности мировосприятия, художественные открытия и величайшие представители) Классицизм — художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст., в эпоху становления абсолютистских государств,...
  16. Сочинение на тему не знавши броду не лезь в воду по кладовой солнца м. Пришвина Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические...
  17. Сочинение на тему, творчество в науке, или, творчество в искусстве,, помогите плиз Творчество в искусстве и в жизни Говоря о проблеме творчества, нельзя не коснуться очень интересной проблемы, выдвинутой русскими мыслителями —...
  18. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина Сказка-быль «Кладовая солнца» — одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти...
  19. Краткое содержание «Кладовой солнца» Пришвина Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом....
  20. Культура и искусство ацтеков. «Календарный камень»; («Камень Солнца»;) Храмы в честь богов. Легенды и мифы ацтеков были тесно связаны с религиозной жизнью этого народа. Многочисленным богам ацтекского пантеона...
« Сочинение на тему Любовь к природе 15.3 ЕГЭ ОГЭ
Владимир Войнович и его герои »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения