• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Авторская позиция в произведениях Петрушевской

 

Авторская позиция в произведениях Петрушевской

Вместе с другими представителями драматургии «новой волны» — А. Галиным, В. Славкиным, В. Мережко, Л. Разумовской — писательница продолжает развитие принципов театра А. Вампилова, сумевшего на уровне быта отразить драму социального застоя. В ее пьесах, как и в произведениях А. Вампилова, при отсутствии прямой назидательности, морализаторства, при наличии нескольких точек зрения на происходящее, сильны элементы остраненности, символики. Так, на первый взгляд «бытовая» пьеса «Уроки музыки» неожиданно заканчивается высвечивающимися над сценой гигантскими качелями, на которых «медленно и печально возносятся» Нина и Надя с детьми на руках. Движение качелей набирает ход, невозможно пройти среди их беспорядочного метания. Отец Николая становится на четвереньки и ползет на кухню.

Сам Николай «все глубже уходит с головой в кресло и застывает почти в горизонтальном положении, задрав ноги кверху, чтобы отталкивать налетающие качели».

Петрушевская поднимает требования к современному человеку до высоты философского обобщения. Пьеса названа «Уроки музыки». Какая же музыка звучит в пьесе? Бездарно и претенциозно поет романс «Лишь только вечер опустится синий…» отец Николая; включив на полную мощность радио, «топчутся на месте», «прижавшись друг к другу», под «Адажио» из «Лебединого озера» Чайковского и «Танец с саблями» Хачатуряна Николай с Надей; одним пальцем на пианино натренькивает Надя вечного «Чижика» . Когда-то в детстве учился в музыкальной школе сам Николай, но, похоже, он испытывает к музыке такое же отвращение, что и к детям («До чего не люблю детей, терпеть не могу.

Тошно смотреть» и «Я даже в армии скрывал, что знаю ноты»). А может, он мало чему научился в музыкальной школе? Ведь бросил, а то бы «справку имел». Так и по жизни идет, не слыша других, не умея понять чужой боли. Под стать ему и другие герои.

Это пьеса, как и все произведения Петрушевской, об ужасающей немузыкальности, разобщенности людей, о том, как трудны эти уроки постижения другого человека — уроки музыки, уроки гармонии человеческого общежития.

Во многих произведениях Петрушевской авторская позиция реализуется именно в названии. В театральный сезон 1988-1989 гг. на сцене старого здания МХАТа прошла ее пьеса «Московский хор», посвященная теме реабилитации после XX съезда партии безвинно репрессированных, теме, вызывавшей в то время неизменный интерес зрителей. Репетиции Московского хора — лейтмотив спектакля. В результате создается ощущение, что само сценическое повествование перерастает в звучание огромного многоголосого хора, в котором сливаются биографии многих семей. Здесь и древние старухи, пережившие своих стариков, и бывшие дети осужденных, хлебнувшие горечь насильственных ссылок.

Их голоса вплетаются в скорбно-величественную мелодию Баха.

А вот еще одна пьеса — «Три девушки в голубом» . В ней житейская история притязаний молодых женщин на долю дачного дома и участка, а также недолгого увлечения одной из героинь женатым мужчиной, ради которого она на некоторое время бросает и больную мать, и больного ребенка, позволяет зрителю и читателю увидеть в тех, о ком она поведана, не только глубинную суть, но и нечто романтичное. «Три девушки в голубом» — словно название прекрасной картины на фоне пейзажа. Возможны и ассоциации с чеховскими «Тремя сестрами», где звучит та же тема нереализовавшейся мечты.

В каждой своей пьесе Петрушевская пытается поднять своих героев над обыденностью и никогда не теряет веры в человека. Повествуя о прозе жизни, она порождает в душе зрителя и читателя потребность в поэзии.

У Петрушевской тонкое чувство юмора, любовь к литературному эксперименту, понимание творчества как игры — с героями, с читателями, с самой собою. У нее немало пьес — откровенных шуток. Такова пьеса «Анданте» , где действующие лица носят странные имена и говорят какие-то странные, непонятно что обозначающие слова: «пулы», «метвицы», «бескайты».

Одно из подобных слов — «чурчхелла» — по контексту оскорбление, ругательство — вошло в словарь новейших словообразований, изданный в 1992 г. в Москве.

Бульди. Бéдзи эконáйз, чурчхелла. Юля, Чурчхелла, чурчхелла. Фамá чурчхелла. Бульди.

Бéдзи эконáйз, пúнди. Юля. Фама ты пинди. Бульди. Чурчхелла пинди.

Юля . Фама чурчхелла пинди. Супер чурчхелла, супер пинди…

О том, как создаются произведения современной драматургии, да притом в соавторстве, можно узнать из пьесы «Скамейка-премия» , уже в названии которой ощутима ирония в адрес нашумевших пьес А. Гельмана. Театральные закулисные нравы предстают в остроумной «Квартире Коломбины» , где известные балаганные персонажи Коломбина, Пьеро, Арлекин действуют в современной бытовой обстановке.



Авторская позиция в произведениях Петрушевской

Другие сочинения по теме:

  1. Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не...
  2. Авторская позиция в романе «Обрыв» Гончаров, как и любой другой писатель, старается быть лояльным по отношению к описываемому, и вследствие этого мы не можем найти...
  3. Авторская позиция в повести «Кирджали» Авторская позиция и проявилась в отборе нужных сведений и событий из реальной биографии Кирджали, и контрастном расположении их в повести....
  4. Авторская позиция в романе «Обломов» Изначально сюжет «Обломова» задумывался как обобщенное жизнеописание на отдельном примере бездеятельности апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса. Позиция автора по...
  5. Авторская позиция в произведении «Донские рассказы» В рассказах «Коловерть», «Червоточина», «Семейный человек», «Бахчевник» одному и тому же физическому действию — убийству самого близкого по крови человека...
  6. Авторская позиция в романе И. Бабеля «Конармия» Роман И. Бабеля «Конармия» — это ряд не очень связанных между собой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозоичные полотна. В «Конармии»,...
  7. «Золотое слово» Святослава и авторская позиция История «Слова о полку Игореве» полна тайн. «Слово…», созданное в конце XII века неизвестным древнерусским поэтом, сохранилось в единственном списке,...
  8. Авторская позиция в повести «Станционный смотритель» Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях...
  9. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» Читая роман Тургенева «Отцы и дети», мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя...
  10. Авторская позиция в повести Пушкина «Станционный смотритель» Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях...
  11. Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщина в человеческих отношениях проникла во все слои общества и главным правилом...
  12. Авторская позиция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал… А. С. Пушкин «Преступление и наказание» считается...
  13. Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Александр Блок — автор первой советской революционной поэмы под названием «Двенадцать». За двадцать лет поэтической деятельности Блок проделал долгий и...
  14. Авторская позиция Тургенева в романе «Отцы и Дети» Роман Тургенева «Отцы и дети» — произведение, сложное по своей структуре и художественному исполнению. Помимо «традиционных» героев, в романе незримо...
  15. Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция? Примеров геройства и мужества, храбрости и стойкости, проявленных простыми людьми в тяжелые времена, в русской истории более чем достаточно. Под...
  16. Авторская позиция и способы ее выражения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В центре романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» находится фигура Григория Александровича Печорина. Раскрытие сложного внутреннего мира этого героя,...
  17. Баллады А. К. Толстого «Илья Муромец», «Правда», «Курган». Народные идеалы и авторская позиция в балладах Баллады А. К. Толстого «Илья Муромец», «Правда», «Курган». Народные идеалы и авторская позиция в балладах Баллады А. К. Толстого «Илья...
  18. Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» Гроза Островский А. Н Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в...
  19. Творчество Петрушевской и «эпос катастрофы» XX века Петрушевская пишет «эпос катастрофы» XX в. Поэтому абсурд в ее произведениях явлен двояко: взятый из самой жизни, фактический, с легко...
  20. Проза и сказки Петрушевской Искусство XX в., обогатившись достижениями модернизма, внесло немало коррективов в понимание термина «литературный герой». Не всегда поведение героя объяснимо непременно...
« Конспект урока на тему «Конкурс знатоков «Умники и умницы»
Что нового в сравнении с Ломоносовым внес в поэзию Державин? Назначение человека на Земле »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения