«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века»
Анна Андреевна Ахматова известна и любима, прежде всего, как лирический поэт, равный среди равных в ряду блистательных талантов Серебряного века. В большей и лучшей части своего творчества Ахматова шла от жизни и к жизни, к ее истинной сути. Творчество поэтессы неоднородно. Особое место в ее лирике занимает тема любви. Любовь Ахматовой необыкновенна, сколько в ней чувства и красоты!
Сколько в ней пережитого, откровенного и чистого! Лирику Ахматовой отличает особый взгляд на, казалось бы, обычные вещи. Мелкие, незначительные детали в ее стихах приобретают новый смысл: Тот же голос, тот же взгляд, Те же волосы льняные Все, как год тому назад Сквозь стекло лучи дневные Известь белых стен пестрят… Это стихотворение было написано в 1909 году. Любовь — это всегда откровение, размышление, крик души, без тени пафоса и показных эмоций.
Чувства лирической героини понятны каждой женщине. Чаще всего показывается в любовной поэзии сильный и сдержанный внешне человек, его эмоции скрыты за размышлениями и яркими деталями. Пейзаж также передает внутреннее состояние поэтессы: И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят — Теперь бы звон бубенчиков веселых, Сквозь пыльные ресницы долгий взгляд. Стихотворение «Я слышу иволги всегда печальный голос…» — воспоминание об утраченном счастье.
А тончайшее восприятие природы неотделимо от печали и сосредоточенности одиночества. Пейзаж стихотворения психологичен. Он помогает читателю увидеть и почувствовать счастье лирической героини, которое прошло, но осталось в памяти: Не ласки жду я, не любовной лести В предчувствии неотвратимой тьмы, Но приходи взглянуть на рай, где вместе Блаженны и невинны были мы.
Любовная лирика Анны Ахматовой подобна русскому роману 19 века, ибо в ней сосредоточены чувство стыдливости, гордости, желания, силы внутреннего мира, которые невозможно представить без каких-то пейзажных зарисовок. 7 декабря 1921 года, несколько месяцев спустя после расстрела Гумилева большевиками, якобы за участие в контрреволюционном заговоре, Ахматова пишет от его имени стихотворение без названия, которое поражает глубиной тоски по погибшему мужу: Я с тобой, мой ангел не лукавил, Как же вышло, что тебя оставил За себя заложницей в неволе Всей земной непоправимой боли. Для того чтобы проникнуться чувствами, испытываемыми лирической героиней, совсем необязательно знать все, что было в ее жизни.
Часто Ахматова описывала лишь небольшой фрагмент происходящего, а читатель должен сам додумать сюжет, становясь невольным свидетелем чьего-либо разговора. В других стихах показывается лирический герой, который изливает свою душу: Она слова с трудом говорила: «Это все… Ах, нет, я забыла», Я люблю вас, я вас любила Еще тогда! — Да! Ахматова отразила в своем творчестве образы различных женщин: это и жена, и любовница, и вдова, и мать. Часто в стихотворениях любовь Ахматовой — это страдание: То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет От счастья и от покоя Таким образом, можно говорить о том, что любовь — это не только блаженство, но и страдание, и отсутствие покоя. Психологизм — основная составляющая лирики Ахматовой. Все творчество поэтессы — это огромный лирический роман, состоящий из многих историй любви.
Обычно ее стихи — начало драмы или его кульминация. Ахматова обладала удивительным стремлением познать внутренний мир человека. Психологическая убедительность ее произведений достигается, на мой взгляд, за счет деталей: Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Стихотворения Ахматовой чаще всего бессюжетны, они основаны на переживаниях и чувствах.
На мой взгляд, лирика поэтессы напоминает немое кино, где огромную роль играют ближний и задний планы и детали, которые создают определенную картину.
«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века»